После митинга в Токсово устроили «заборобой»
Участники митинга в Токсово 17 августа так прониклись проблемами захвата берегов и лесов, озвученными с трибуны, что сразу после митинга, прихватив бензорез, отправились крушить незаконный забор
Озеро Лассылампи в Новом Токсово — своего рода модельная территория борьбы с захватами берегов. Начиная с июня 2018 года здесь прошло шесть акций по демонтажу береговых ограждений. И лишь одна была организована силами администрации, которая после бесконечных жалоб в июне 2019-го убрала гору камней, наваленных, чтобы препятствовать проходу по берегу. Это «ноу-хау» стало использоваться, когда выяснилось, что обычные столбы, решетки и ограды уязвимы перед напором возмущенной толпы.
Визг бензореза, увы, стал привычным на озере после того, как выяснилось, что в правовом поле проблему не решить. Несколько раз выдавались и не выполнялись предписания администрации и прокуратуры.
Этими же ведомствами предъявлялись судебные иски. Хозяева, среди них много людей известных — Александр Шестаков, директор Первой мебельной фабрики, Андрей Шишкин, вице-президент ПАО «Роснефть», он же президент Башнефти, Владимир Мутохин, председатель местного ТСЖ «Нежность», Сергей Атаманчук, председатель СНТ «Защита» — нашли простой способ игнорировать любые бумажки: заборы для виду сносились, а спустя несколько часов восстанавливались. Но жители не чиновники, им не все равно, они приходили на берег снова и снова, даже после того как их задерживала полиция.
Месяц назад председатель ТСЖ Мутохин решил в очередной раз восстановить свой забор в береговой полосе. До этого жители оповещали об акциях заранее, и на берегу их обычно ждали полиция, ЧОП, да и сам хозяин с немецкой овчаркой. На этот раз сработал эффект неожиданности. Хозяева не успели никого вызвать.
Быстро спилив забор и прихватив с собой пару металлических столбов, группа проследовала дальше, чтобы обойти озеро через поместье вице-президента Роснефти. Здесь участников акции встретила юрист Элана Шишкина, заявившая, что они должны покинуть частные владения. Ей указали, что береговая полоса является общественной территорией. За снятыми несколькими секциями забора высилась плотная живая изгородь, а за ней громоздился… свежий забор с калиткой на кодовом замке. Еще неделю назад Шишкин и его юрист заявили, что не имеют к этому забору отношения и не против, если его уберут. Токсовская администрации «пожалела» хозяев и выписала им предписание на снос, но так ничего и не изменилось.
Покидать территорию пришлось тоже через захваченную дорогу: каким-то загадочным образом Мутохин в 2017 году приватизировал заасфальтированный проезд длиной 600 метров между озером и шоссе Петербург — Матокса. Теперь там забор и будка с охранником, который отказался пропускать не только активистов, но и съемочную группу канала «78»: «Тут везде камеры, я из-за вас попаду на деньги». Хотя этому проезду еще в марте администрация посвятила общественные слушания по установлению публичного сервитута. Все присутствовавшие высказались за, кроме представителя хозяина — Мутохина. Однако затем процедура затормозилась: для вынесения решения требуется правовая экспертиза, на которую у администрации якобы нет денег.