Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Болеть за больницу

4 февраля 2013 10:00 / Общество / Теги: полтавченко

Петербуржцы на митинге в защиту ГКБ № 31 потребовали: детский онкоцентр — построить, а Кожина — отправить в отставку.

Не менее 1500 человек (врачи, пациенты клиники, их родственники, неравнодушные горожане) вышли 3 февраля на Марсово поле на митинг в защиту петербургской Городской клинической больницы № 31. По официальным данным ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в акции участвовало 800 человек.

Люди по-прежнему не доверяют власти, несмотря на то что уникальной клинике вроде бы дарован иммунитет. Напомним, 28 января губернатор Петербурга Георгий Полтавченко направил ответ на запрос депутатов местного парламента: «В целях недопущения ухудшения уровня оказания медицинской помощи принято решение не размещать медицинский центр для обслуживания сотрудников ВС и ВАС РФ в ГКБ № 31».

Но пока это единственный официальный документ, подтверждающий, что больницу не тронут. До сих пор ни из Управления делами президента (организатор переезда судов), ни из Минздрава, ни из Госдумы, ни от президента России более 200 тысяч петербуржцев, подписавших обращения, ответ не получили.

«Нам неизвестно, — отметила член штаба по защите ГКБ № 31, координатор программ благотворительного фонда AdVita Елена Грачева, — какие варианты размещения судейской клиники рассматривает Межведомственная рабочая группа (МРГ) под руководством управляющего делами президента Владимира Кожина. Имеет ли она вообще какие-то альтернативы 31-й больнице?»

«Несмотря на то что было много заявлений о том, что вопрос уже решен, есть сведения, что земля, на которой находится больница, все еще представляет интерес», — заявил один из организаторов сегодняшней акции Александр Гудимов.
Как сообщил собравшимся депутат петербургского ЗакСа Алексей Ковалев, координационный штаб в защиту больницы накануне митинга разослал письма всем депутатам Госдумы: «Мы попросили парламентариев обратиться к Владимиру Путину с требованием сделать работу межведомственной группы по переводу судов абсолютно прозрачной, — сказал Ковалев. — Теперь посмотрим, кто из депутатов Госдумы напишет президенту подобное письмо».

Марсово поле громко ответило: «Никто».

На митинг (как и в первый раз) пришли с плакатами «Наш город — нам решать!», «Нет классовой медицине», «Чиновники, вы оборзели!», «Оставьте в покое 31-ю больницу», «Дайте нам спокойно работать», «Казанскую — в отставку!» (Ольга Казанская — вице-губернатор Петербурга, член МРГ) и «Кожина — в отставку!». Активисты движения «Дети и родители против рака» принесли большой транспарант «Обещали новый онкоцентр — стройте!».

По итогам митинга в защиту больницы его участники подготовили резолюцию, которая завтра будет направлена в Смольный, УДП, Госдуму, Совет Федерации и администрацию президента. Петербуржцы потребовали отставки управделами президента Владимира Кожина и вице-губернатора города Ольги Казанской, а также абсолютной прозрачности работы Межведомственной рабочей группы по обеспечению переезда из Москвы в Петербург ВАС и ВС РФ. Кроме того, граждане настаивают на присвоении ГКБ № 31 охранного статуса и на строительстве в северной столице обещанного властями детского онкоцентра.

Организаторами сегодняшней акции выступили «Петербургские родители», «Наблюдатели Петербурга» и «Молодые демократы». Городские власти согласовали мероприятие по первой просьбе.

Онкологи выступили в защиту больницы

3 февраля Национальное общество детских онкологов и гематологов обратилось с открытым письмом к спикеру Госдумы РФ Сергею Нарышкину, председателю СФ Валентине Матвиенко и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Их встревожила информация о возможном расформировании и переезде петербургской ГКБ № 31. Но еще больше взволновали специалистов обещания чиновников стремительно создать новый детский онкоцентр на базе детской городской больницы № 1, на сегодня к этому не готовой.

Есть масса причин: ни в детской городской больнице № 1 (ДГБ № 1), ни в стационарах поблизости нет радиологического отделения, и строительство его пока не планируется; в ДГБ № 1 нет радиоизотопной лаборатории (без которой невозможно лечить одну из самых частых и самых опасных детских опухолей — нейробластому); нет лабораторий, без которых невозможно ставить диагнозы и следить за состоянием детей, и места под них тоже пока нет; в ДГБ № 1 нет своего отделения переливания крови, она получает компоненты крови из соседней больницы № 15, поэтому индивидуальный подбор крови для переливания, который необходим для лечения детей с онкологией, без серьезной реконструкции и переобучения персонала организовать невозможно; площади, которые предполагается выделить под отделение детской онкологии в ДГБ № 1, недостаточны, количество коек придется сократить с 35 до 20; реанимация оборудована на первом этаже, а по стандартам Минздрава, если речь идет о детской онкологии, она должна находиться непосредственно в отделении с круглосуточным постом врача-реаниматолога (как это сейчас и сделано в ГКБ № 31)…

Врачи напоминают: примеры уже построенных детских онкологических центров — Института детской гематологии и трансплантологии им. Раисы Горбачевой в Петербурге и Федерального научно-клинического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева — свидетельствуют о том, что построить современную больницу, напичканную высокими технологиями, в «кратчайшие сроки» невозможно, и стоит она миллиарды. К примеру, только проект центра им. Д. Рогачева создавался около двух лет. Строительство велось с 2008 по 2011 год. А первых пациентов центр смог принять в январе 2012-го.

Больница стоила казне 11 млрд руб., еще около полумиллиарда вложили благотворители, и сейчас, через год после открытия, центр продолжает дооборудоваться.

По мнению специалистов, даже если Петербург планирует построить гораздо более скромную больницу, все равно придется строить новый радиологический центр — это тоже миллиарды. А без строительства радиологии перевозить детское онкологическое отделение нельзя.

«Построить центр радиологии, а тем более современный онкологический центр для детей, в кратчайшие сроки (были озвучены сроки два-три года. — Ред.) невозможно, — подчеркивают онкологи. — Не надо лгать и обещать врачам и родителям, измученным болезнью детей, того, что невозможно сделать. Закрыть или перевести отделение без подготовленной инфраструктуры — значит погубить.

(…) Поверьте, мы не хотим бороться за права детей на жизнь и здоровье ни с Верховным и Высшим арбитражным судами, ни с администрацией Петербурга, но если они отнимают у ребенка право, в Конституции записанное, то мы сделаем все, чтобы защитить наших пациентов. Для этого специалисты Национальной ассоциации детских гематологов и онкологов предлагают Комитету по здравоохранению Петербурга провести экспертизу проектов онкологического центра, которые сейчас рассматриваются, и всеми силами готовы способствовать выбору лучшего решения».

Открытое письмо подписали более 200 онкологов и гематологов России.

Открытое письмо

Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва Нарышкину С.Е.

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Матвиенко В.И.

Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
Уважаемые представители власти!

Мы, врачи из разных регионов Российской Федерации, каждый день занимаемся своим прямым делом – лечим детей. Но сегодня мы не можем молчать. Никто не имеет права взять и зачеркнуть то, что создавалось руками наших коллег – врачей – детских гематологов и онкологов в Городской клинической Больнице №31 многие годы. Сегодня под руководством профессора Маргариты Борисовны Белогуровой отделение онкологии и гематологии для детей является лидером в лечении опухолевых заболеваний не только в Северо-Западном регионе нашей страны, но и во всей России. Каждый из нас знает о трудностях, с которыми сталкиваются наши коллеги по всей стране, и мы не можем согласиться с тем, что в угоду кому?либо отделение может быть вычеркнуто из сегодняшнего врачебного сообщества, медицинской науки и практики. А это может произойти, если переместить отделение в любую другую больницу, которая не обладает достаточной инфраструктурой, чтобы его принять.

Тем не менее, из СМИ мы узнали, что правительством Санкт-Петербурга сделано заявление о том, что в Петербурге «в кратчайшие сроки будет создан лучший в России детский онкологический центр на базе детской городской больницы №1.

Недоступные ранее возможности открывает соседство с Городским клиническим онкологическим диспансером и крупнейшей в городе станцией переливания крови на базе городской больницы №15». А спустя несколько дней мы узнали из выступления председателя городского комитета по здравоохранению Валерия Колабутина на пресс-конференции в РИА-Новости, что в ДГБ №1 и близлежащих медицинских учреждениях города отсутствует радиологический центр, требуется серьезное переоснащение уже имеющихся лабораторий и создание ряда новых. А отделение переливания крови находится в больнице по соседству и тоже нуждается в серьезнейшей модернизации. То есть планируется в кратчайшие сроки создать детский онкологический центр на базе ДГБ №1, в которой нет и не предполагается лучевой терапии (и этой терапии пока нет в ближайших больницах) и нет отделения переливания крови? При этом в опубликованном Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 г. N 1190 «О Плане мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению онкологической патологии и материально-техническому обеспечению государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, оказывающих медицинскую помощь лицам, страдающим онкологическими заболеваниями, на 2012 – 2014 годы», на которое ссылался господин Колабутин, нет ни слова о строительстве центра радиологии, деньги на него не запланированы, не запланирован и бюджет на модернизацию ДГБ№1 под переезд детского онкологического отделения из ГКБ№31.

Сложившаяся ситуация вызывает наше серьезное беспокойство. Построить центр радиологии, а тем более современный онкологический центр для детей, в кратчайшие сроки (господин Колабутин озвучил срок в два-три года) невозможно. Не надо лгать и обещать врачам и родителям, измученным болезнью детей, того, что невозможно сделать.

Закрыть или перевести отделение без подготовленной инфраструктуры – значит погубить. Сегодня мы не стоим ни у кровати больного, ни у операционного стола, мы отдаем свое время и силы в поддержку детского отделения ГКБ №31. Наши коллеги знают, что мы с ними плечом к плечу. Поверьте, мы не хотим бороться за права детей на жизнь и здоровье ни с Верховным и Высшим Арбитражным Судами, ни с администрацией Санкт-Петербурга, но если они отнимают у ребенка право, в конституции записанное, то мы сделаем все, чтобы защитить наших пациентов.

Для этого специалисты Национальной ассоциации детских гематологов и онкологов предлагают Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга провести экспертизу проектов онкологического центра, которые сейчас рассматриваются, и всеми силами готовы способствовать выбору лучшего решения. Мы уверены, что у правительства Санкт-Петербурга есть понимание того, что хороший детский онкологический центр, принимающий детей со всеми онкологическими диагнозами, не может строиться поспешно, без тщательной экспертизы еще на стадии проектирования. Мы уверены, что в этом наши цели и цели жителей Санкт-Петербурга полностью совпадают.