Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мракобесие берет на испуг

22 октября 2012 10:00

Питер ему поддается: спектакль Леонида Мозгового по роману Владимира Набокова «Лолита» отменен


Это решение принял актер Леонид Мозговой — автор и исполнитель моноспектакля «Лолита». После глумливого письма никому не известных казаков и учителей начальной школы он отказался выступать в музее-галерее «Эрарта», хотя руководство музея готово было поддержать актера и принять повышенные меры безопасности. Прецедент может стать сигналом «убежденным патриотам» и провокаторам: на артистов, художников можно давить и добиваться от них выполнения любого идиотского требования.

Письма наголо!
Скандал разгорелся в минувшую пятницу: в интернете разошлось письмо «учителей начальной школы» Анны Деговой и Сергея Исаева, «казаков Санкт-Петербурга» Дмитрия Дыгерне, Михаила Пархоменко, Антона Мартынова, Бориса Зайцева и Андрея Гринина и «студентов» Ирины Кагарлицкой, Сергея Криулина и Василия Быстрова. Они пишут, что роман Набокова «оскорбляет всех порядочных людей», что в этом романе автор «изложил подробную историю совращения 12-летнего ребенка». «Казаки, учителя и студенты» считают, что «спектакль, как и публикация романа и реклама подобного мерзкого сочинения под видом искусства, — грех». И напоминают, что актер Леонид Мозговой не побоялся «создать положительный образ Гитлера», играя его роль в фильме Александра Сокурова, которого называют «известным пропагандистом содомии».
Письмо появилось и в блоге Марата Гельмана: ему тоже пришлось столкнуться с питерскими «борцами за чистоту нравов» и отказаться от выставки ICONS. Она прошла в Москве при ажиотаже, вызванном такими же «казаками и православными активистами». Но если в Москве к выставочному залу пришли реальные персонажи, активно ломившиеся в двери и угрожавшие расправой, то в Петербурге против спектакля «Лолита» его противники лишь разослали письмо — с фактически ошибками и неточностями. И этого оказалось достаточно, чтобы автор, режиссер и исполнитель Леонид Мозговой отказался выйти к публике 21 октября.

Кто боится казачка?
Попытки найти реальных авторов письма против спектакля не увенчались успехом: пока казаков и учителей начальных классов с такими именами не обнаружено. Подписи в письме похожи как близнецы-братья — плохо читаемые буквы с множеством завитушек и росчерков, за которым неуверенные в себе люди или подтасовщики подписей пытаются скрыть истинный почерк. Содержание письма тоже вызывает сомнения в реальности авторов: даже если представить, что казаки принципиально не читают «Лолиту», потому что считают роман «грехом», то уж студенты его точно читали. И должны помнить, что не главный герой соблазняет нимфетку Лолиту, а она — его. Эффект, известный психологам и психиатрам: когда маленькие девочки, страдающие от отсутствия полноценной семьи либо от насилия со стороны кого-то из родственников, в поисках душевной привязанности и защиты соблазняют взрослых мужчин, покупая своим телом их внимание и любовь.
Сотрудники «Эрарты» не собирались идти на поводу авторов. Они готовы были защитить и актера, и публику. Но повлиять на отмену спектакля не смогли.
«Это не наше решение, но мы уважаем позицию организаторов, — рассказала Анастасия Павленко, пресс-секретарь «Эрарты». — Мы сделали все возможное — предоставили зал, практически договорились с полицией, чтобы нам выделили дополнительную охрану для обеспечения максимальной безопасности».
Актер объяснил отмену нежеланием связываться с неадекватными людьми: «Я сам отменил спектакль, тем более раз вышел этот идиотский закон о пропаганде педофилии — при желании и воспаленном воображении в романе Набокова можно это найти. «Эрарта» хотела пригласить усиленную охрану, но я отказался: зачем дразнить гусей. Моих друзей уже били, и хотя я не боюсь, но в данном случае не хочу идти на принцип.
Позицию Мозгового поддержал и режиссер Александр Сокуров: «Полностью поддерживаю решение Леонида Павловича Мозгового. Нельзя с такими персонажами связываться, ведь артиста никто не защитит от оскорблений и насилия.
Зато депутат ЗакСа Виталий Милонов, автор гомофобного и антипедофильского закона, заявил, что в Петербурге какое-то письмо не может стать причиной отмены спектакля. «Я считаю, что это просто пиар самого музея, который малоизвестен в городе, а сейчас прогремел, — сказал депутат. — Я не знаю людей, которые реально могли бы воспрепятствовать проведению спектакля, а поклонники и противники есть у любого мероприятия — так что, теперь все отменять? Ни к каким патриотическим силам это не имеет отношения».
Получается, что подметное письмо с сомнительными подписями и безграмотным содержанием произвело такое впечатление на заслуженного актера и режиссера, что он отказался выступать?
«Теперь получается, что если завтра кто-то напишет, что в петербургских музеях выставлены скульптуры или картины с развратными изображениями, то музеи можно закрыть? — говорит Юрий Лесман, научный сотрудник Эрмитажа. — Если идти на поводу провокаторов, психопатов или фанатиков, то Эрмитаж или Русский музей можно обвинить в пропаганде чего угодно — от экстремизма до сексуальных извращений. Может, мы и Пушкина запретим из-за «Гавриилиады» или «Сказки о попе и работнике его Балде»? Может, Толстого запретить, Куприна? Не говоря уже о сюжетах из Библии — там бесплодные жены приводят к своим мужьям молодых девушек, что, с точки зрения нынешних православных, тоже грех, там царь Давид делает своей наложницей несовершеннолетнюю Суламифь и так далее».
«Это оскорбление Набокова и его великого романа о любви, — считает Ирина Левинская, доктор исторических наук, сотрудник СПб института истории РАН (кстати, у нее на руках остались билеты). — А еще это оскорбление Петербурга, города Набокова, где он родился и вырос. Сейчас мы готовим заявление в прокуратуру и надеемся, что удастся выяснить, кто был истинным автором этой провокации».

Наталья ШКУРЕНОК