Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Двенадцать

12 апреля 2012 10:00

Андрей Дмитриев (слева) на митинге




В Выборгском районном суде начались слушания по делу 12 активистов «Другой России», обвиняемых в экстремизме.
Материалы обвинительного заключения активисты сравнили с сюрреалистическим романом. Например, в качестве вещдока следователи приводят изъятые у фигурантов стикеры с изображением «действующего президента Российской Федерации Медведева Д. А., под которым написано: «Говорят, царь ненастоящий!» и «Мы не верим в Деда Мороза!».
Лидера местных лимоновцев Андрея Дмитриева на заседание провожали жена и пятимесячная дочь Таисия. Кроме того, поддержать обвиняемых пришло еще человек тридцать. Однако в здание суда их не пустили — предварительные слушания проходили в закрытом режиме.
Другороссов обвиняют в организации и участии в работе отделения запрещенной как экстремистской партии НБП. Изначально в материалах было 13 фигурантов, но Сергей Пороховой попросил убежища в Финляндии, и его дело было выделено в отдельное производство.
Таким образом, перед судом предстало 12 человек. Трое, включая Дмитриева, обвиняются в организации деятельности экстремистской организации, остальные — в участии в ее деятельности.
«Пишут, что я разработал план. А где сам план? Пусть покажут, — смеется Дмитриев. — Сразу после запрета НБП мы создали «Другую Россию», тогда же мы подали в Минюст документы на ее регистрацию. Документы, подтверждающие это, будут предъявлены суду. Нас рассматривают как Cosa Nostra. Нам очень лестно».
Во время обыска у Дмитриева изъяли книги («Другая Россия», «Дневник неудачника», «Русское психо», «В плену у мертвецов» — Эдуарда Лимонова; «Наше светлое будущее, или Путин навсегда» Андрея Пионтковского) и диски (в частности, с фильмом Клинта Иствуда «Флаги наших отцов»), которые приобщили к делу (часть, правда, позже вернули).
По мнению лидера другороссов, обвинение строится на полицейской провокации. «Свидетелями выступают Соколов и Сазонов, которые в свое время заполнили анкету, походили на наши собрания и исчезли. Потом мы узнаем, что они состояли в страшной НБП, — рассказал он «Новой». — Еще доказательством служит видео, снятое в квартире. В помещении, как выяснилось, была установлена видеоаппаратура. Записи с камер наблюдения анализировал московский эксперт Батов, известный тем, что в свое время признал лозунг «Убей в себе раба» экстремистским. В ролике мы не произносим ничего крамольного. В кадре мелькает флаг, но национал-большевистский флаг красного цвета, а запись черно-белая».
В заключении экспертов Батова и Крюковой отмечается, что в ходе партсобраний упоминаются «известные члены НБП, вокруг которых создают образы мученичества, пострадавших от действующей власти, системы, — все это в совокупности означает продолжение деятельности НБП». Любопытно, что изначально экспертизу проводил другой специалист, однако, как утверждают лимоновцы, его выводы якобы не устроили следствие. Оппозиционеры намерены ходатайствовать об альтернативной экспертизе.
В митинги национал-большевиков следователи почему-то записали и акции «Стратегии-31». И даже те, что организовывали на Дворцовой площади либералы. К обвинительному заключению прилагаются уведомления, поданные в комитет по вопросам законности Смольного Правозащитным советом и Лигой избирательниц.
К делу подшиты все административные дела фигурантов. Благодаря этому выяснилось, что выражать политические взгляды экстремистского характера можно, переходя проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, «препятствуя тем самым организованному движению транспортных средств». «Следуя этой логике, переход дороги на красный свет — это тоже экстремизм, — возмущается Дмитриев. — Непонятно также, на основании чего они включили все административные правонарушения, ведь мы уже понесли наказания — выплатили штрафы, отсидели несколько суток ареста».
Кроме того, экстремизм одного из обвиняемых проявился в 2008 году, когда он, находясь на площади Декабристов, «выражался грубой нецензурной бранью, выкрикивал лозунги, демонстрировал символику, популяризируя ее экстремистскую деятельность». Защита подала ходатайство об изъятии некоторых эпизодов из уголовного дела за истечением сроков давности.
Обвинение также базируется на показаниях сотрудника Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного Николая Струментова, который сообщил следователям, что «организаторы публичного мероприятия, проводимого в рамках «Стратегии-31», раз в два месяца направляют уведомление о согласовании его проведения». «В указанном уведомлении организаторы указывают место проведения мероприятия как Невский пр., д. 35, у станции метро «Гостиный двор», и Дворцовая площадь, — сообщил он силовикам. — Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности обоснованно выносит предложение о смене места проведения указанного мероприятия. Организаторы не реагируют на их предложение о переносе места проведения, в связи с чем нарушают закон».
Экстремистскую деятельность расследовали 18 сотрудников, руководил группой следователь по особо важным делам первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Владимир Ромицын.
Рассмотрение дела по существу назначено на 24 апреля. С 15 мая оно будет слушаться два раза в неделю. Другороссы пообещали, что в качестве свидетелей и моральной поддержки выступят известные петербуржцы и москвичи. Ожидается приезд Эдуарда Лимонова, который уже ознакомился с текстом обвинительного заключения. Писатель считает происходящее разработкой спецслужб. «Власть не знает, что придумать, как посадить людей», — прокомментировал он «Новой» абсурдность формулировок. Не исключено, что за оппозиционеров вступится блогер Алексей Навальный.

Александра ГАРМАЖАПОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА