Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«сколько еще детей мы должны похоронить?»

9 февраля 2012 10:00

Рашид Нургалиев и Михаил Суходольский не встретились на могиле 15-летнего Никиты Леонтьева, насмерть забитого полицейскими. Ни министр внутренних дел, ни начальник петербургского главка перед мамой погибшего мальчика лично даже не извинились. Зато дальнейшие действия, развернутые обоими, — если не война, то откровенное противоборство, вынесенное на люди и оттого еще более противное и пошлое. Поскольку прикрытием ему служит гибель ребенка, которого лишь две недели назад похоронили…

Ответ на вопрос матери — масштабная проверка петербургской полиции














Подорванное здоровье полицейских
7 февраля в северной столице ждали десант из 60 офицеров центрального аппарата МВД (забегая вперед: он прибыл, но был вдвое меньше). Глава полицейского ведомства Рашид Нургалиев поручил московским инспекторам до конца февраля фактически повторно переаттестовать каждого сотрудника питерской полиции, пересмотреть всю ее работу и доложить ему результаты. Приказ № 78 «Об инспектировании ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти» министр подписал 4 февраля. Причина — гибель в ночь на 22 января в 75-м отделе полиции Невского района Никиты Леонтьева (см. «Новую» от 30.01.12) и, по оценке Нургалиева, «неадекватные принятые меры».
Напомним, по версии следствия, в опорном пункте 75-го отдела полиции восьмиклассника насмерть забил участковый 25-летний Денис Иванов. С 23 января он содержится под арестом. Ему предъявлено обвинение по ст. 111 ч. 4 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». На месте преступления в момент его совершения находились еще два сотрудника того же отдела — непосредственные руководители Иванова — и. о. заместителя начальника по службе старший участковый майор Олег Прохоренков и и. о. заместителя начальника по уголовному розыску старший оперуполномоченный майор Алексей Малых. Ранее оба проходили по уголовному делу свидетелями. Сейчас свидетель остался один. Сразу после трагедии началась служебная проверка по факту гибели Никиты, и оба начальника Иванова ушли на больничный. Олег Прохоренков до сих пор лежит в больнице и сохраняет статус свидетеля (непонятно — чего?). Алексей Малых в ночь с 5 на 6 февраля скончался. По информации одних источников — от инфаркта, других — от цирроза печени. До окончания следствия мы не вправе судить о роли Малых в тяжком преступлении. Но помним: именно он на улице у входа в 75-й отдел полиции утром 23 января лгал маме, что ее сын получил «четыре пощечины, не больше». А через пару дней санитары морга запретили хоронить ребенка в открытом гробу…

Неожиданное внимание
26 января, спустя четыре дня после трагедии, Ольга Леонтьева, мама мальчика, обратилась к Рашиду Нургалиеву: «Сколько еще детей мы должны похоронить? Сколько еще нужно смертей, чтобы что-то поменялось в Вашем ведомстве? Я искренне надеюсь, в МВД немало умных, серьезных мужчин. У меня к ним просьба. Придумайте раз и навсегда схему, систему, методику — любой психологический фильтр, — чтобы такие, как Иванов, Прохоренков, Малых, не работали в органах. Они у меня отняли не сына — отняли жизнь. Ту, которую я хотела прожить… У меня есть цель. Не месть, а справедливость. Просто справедливость по тем законам, по которым мы живем в нашем государстве. Не больше, но и не меньше».
30 января обращение матери было опубликовано. Беспрецедентное решение министра мама восприняла так:
— Моя первая реакция: неужели меня услышали? — удивляется Ольга Леонтьева. — Я бы очень хотела надеяться, что что-то изменится. Люди как-то исправят свои ошибки. Ведь если переаттестацию, которую глава МВД назвал «отбором лучших», как-то прошли Иванов, Малых, Прохоренков, то где гарантия, что не смогли и другие — похожие?..
После ЧП всех троих уволили из органов: Прохоренкова и Малых — за «непресечение противоправных деяний участкового и неоказание первой помощи задержанному», Иванова — «за совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции». Кроме того, по результатам служебной проверки, 25 января были сняты с должностей начальник Невского РУВД Валерий Белоцерковский и начальник полиции Невского района Михаил Ходячев (прошедшие аттестацию и назначенные на руководящие должности 12 июля 2011 года). Также уволен начальник 75-го отдела полиции Невского района майор А. П. Петров. Дисциплинарно наказаны и понижены в должности из-за «допущения нарушений служебной дисциплины»: начальник ОРЛС полковник внутренней службы А. В. Григорьев, руководитель подразделения участковых уполномоченных по Невскому району подполковник А. А. Бойко, заместитель начальника отдела дознания районного УВД подполковник Д. О. Дмитриев.
3 февраля результаты служебной проверки были представлены Общественному совету при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Однако эти материалы не устроили членов совета, и те порекомендовали руководству питерской полиции провести дополнительную проверку. Выполнить эту рекомендацию питерский главк уже не успел. 4 февраля стало известно о прибытии в Питер 60 офицеров МВД. Оперативники отреагировали тут же:
— Для наведения порядка здесь хватило бы пяти, а не 60 офицеров. 60 нужны, чтобы нарыть тут нечто. Тем паче копать будут по всем и во всех направлениях…

Подковерные бурления
О том, что инспекция свалилась как снег на голову не случайно, 7 февраля публично заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн:
— Истинная цель прибытия в Петербург многочисленной комиссии после гибели подростка от рук полицейского — стремление убрать с должности главу ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Михаила Суходольского и не допустить его возможного возвращения в Москву. Это просто зачистка конкурента, поскольку сейчас пошли активные разговоры о приходе Суходольского на должность министра внутренних дел. Убийство подростка — страшная трагедия, но в регионах регулярно происходят не менее тяжкие преступления, и бригады из 60 человек туда не направляются. Задача проверяющих понятная — они едут убирать Суходольского. Но как они это намерены сделать — непонятно.
Этого же не понял сам Суходольский. О чем рассказал на брифинге 7 февраля, незадолго до приезда проверяющих из Москвы. Начальник питерского главка по существу назвал проверку «нелегитимной» и сам усомнился в адекватности действий шефа Нургалиева, дестабилизирующего работу полиции на фоне протестных митингов накануне президентских выборов.
— К проверке подразделения гарнизона готовы, и мне, как недавно работающему руководителю, даже на руку ее проведение, — отрапортовал Михаил Игоревич. — Однако непонятно, насколько качественно может быть организован данный процесс, если за день до подписания приказа об инспектировании, 3 февраля, отменен приказ МВД России от 5 октября 2005 года № 815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел РФ» и введен в действие новый приказ МВД России № 77 «Вопросы организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел РФ». Ни на «земле», ни здесь, в главке, никто не знает о новом нормативном акте. Полагаю, что далеко не все сотрудники центрального аппарата МВД тоже знают, о чем этот приказ, так как его подписали только в пятницу. Кроме того, сегодня отсутствуют утвержденные в установленном порядке методики проверки и оценки направлений деятельности территориальных органов МВД, то есть как проверять и на основании чего оценивать — неясно. При этом 60 офицеров из МВД будут проверять главк «на предмет причин и условий, способствовавших…» и так далее — из-за преступления, совершенного конкретным человеком, который арестован и находится под следствием. Инспектирование будет осуществляться по всем — то есть более чем по 40 направлениям оперативно-служебной деятельности. И мне не совсем понятно, как организация безопасности дорожного движения, внесение предложений по совершенствованию законодательства или государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства могли повлиять на эту трагедию.
Кем-то в правительстве РФ возражения генерала были услышаны: 8 февраля инспектировать питерскую полицию прилетели лишь 30 офицеров МВД. Причем им запретили пользоваться служебным транспортом, предоставленным коллегами, проживать в ведомственных общежитиях и гостиницах, принимать участие в каких-либо обедах и фуршетах. О других инструкциях, к сожалению, пока не известно. Ревизия продлится до 27 февраля.
Между тем уже 8 февраля появились новые сведения о том, что жуткую трагедию высокие чины используют в своих интересах. Подробности в следующем номере.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото: interpress.ru, vk.com