Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

На кого он их покинул

1 марта 2012 10:00

Е ще тогда, когда Георгий Полтавченко начинал формировать свое правительство, многие говорили, что знаковым (с точки зрения пересмотра городской политики) будет сохранение или замена двух вице-губернаторов — Молчанова и «строительного» Романа Филимонова.

Ушел один из самых могущественных вице-губернаторов эпохи Матвиенко Юрий Молчанов, лоббировавший наиболее скандальные инвестиционные проекты






В итоге остались оба — но, как выясняется, лишь до конца января, причем Филимонов ушел лишь на неделю раньше Молчанова, заявившего, что у него с губернатором существовала договоренность о том, что он проработает в городском правительстве до февраля.
Теперь из первого смольнинского призыва остался только один — представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский. А «стратегические проекты», с которыми в первую очередь было связано имя Юрия Молчанова, новой администрацией постепенно сворачиваются. О чем, в общем, трудно жалеть.
Среди других членов смольнинской команды Юрий Молчанов всегда выделялся одной особенностью своей биографии. В 1989–90 годах у него, тогда проректора по международным связям ЛГУ, работал помощником подполковник КГБ Владимир Путин. И было не вполне понятно, почему он до сих пор занимает такой относительно скромный пост — в то время как бывшие подчиненные или сослуживцы Владимира Владимировича поднялись за это время на самые высокие вершины российской власти. Тем не менее Молчанов оставался все на том же месте — хотя круг его обязанностей постепенно расширялся и летом 2010 года под его началом, помимо Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, оказался транспортный блок, в который вошли Комитет по транспорту, Комитет по транспортно-транзитной политике и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Кроме того, Молчанов отвечал за дорожное хозяйство, туризм и всевозможные «государственно-частные партнерства», ставшие, как и «стратегические проекты», одной из главных фишек администрации Валентины Матвиенко. Об этих проектах вначале неизменно говорилось как о финансируемых за счет частных инвесторов, уже стоящих в очередь для вкладывания своих денег в Петербург. А потом столь же неизменно оказывалось, что никаких инвесторов, кроме городского бюджета, у этих проектов нет, потому что все делается на бюджетные деньги.
Наиболее яркие примеры — Западный скоростной диаметр, пассажирский порт «Морской фасад» на западе Васильевского острова и так и не построенные Орловский тоннель и Новоадмиралтейский мост.
ЗСД, который торжественно обещали строить на паритетных началах с инвесторами, пока что строится исключительно за счет бюджета (что не мешает делать проезд по нему платным). За возведение порта тоже заплатил город (и еще переплатил около миллиарда рублей). Орловский тоннель планировалось строить по той же схеме (государственные расходы, но платный проезд)… Все эти проекты активно поддерживались Молчановым, как и проект строительства Новоадмиралтейского моста — сейчас приостановленный в силу противоречия генплану выбранного для него места. Не замечено больших успехов в деятельности теперь уже бывшего вице-губернатора и по другим поддерживаемым им объектам — таким как надземный экспресс от аэропорта Пулково к Московскому вокзалу или скоростной трамвай.
В питерских СМИ время от времени появляются статьи о скандалах, связанных с компанией «Бизнес-линк», председателем совета директоров которой в 1999–2003 годах был Юрий Молчанов. Например, об истории с возведением мансарды в доме 6 по Смольному проспекту — в непосредственной близи от штаб-квартиры городской администрации. Также немало пишут и о бурной деятельности компании «Возрождение Санкт-Петербурга», входящей в группу ЛСР, — обе указанные структуры ответственны за такие «шедевры», как Парадный квартал и Смольный квартал, и за варварский снос последнего из зданий, оставшегося от казарм Преображенского полка, который имел место год назад.
И та и другая компании имеют непосредственное отношение к Молчанову, хотя и к другому — Андрею, пасынку Юрия Вячеславовича. Молчанов-младший — миллиардер из списка «Форбс», чей доход оценивается в 3,2 млрд долларов. Его называют главным акционером ЛСР, а по совместительству он (как водится) — еще и представитель власти: член Совета Федерации от Ленинградской области. В 2000 году он был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина. И очень трудно поверить, что успех этого семейного бизнеса ну совсем безразличен Молчанову-старшему, который долгие годы рулил колоссальными финансовыми потоками из городского бюджета…
Среди других тем, к которым имел отношение Юрий Молчанов, — идея о продаже зданий трамвайных парков в центре города под застройку, многострадальный проект строительства Новой Голландии, вторая сцена Мариинского театра, проект реконструкции Апраксина двора… В общем, одна удача за другой. А еще он публично заявлял, что передача городу федеральных памятников истории и культуры «открывает возможности их вовлечения в инвестиционный процесс». Как их обычно «вовлекают» в этот процесс — хорошо известно.
Наконец, Молчанов стал единственным городским чиновником, который попал в сферу внимания скандального портала WikiLeaks. В феврале 2011 года там была помещена депеша генерального консула США в Санкт-Петербурге Мэри Крюгер, где говорилось, что «по многочисленным слухам, вице-губернатор Молчанов является коррупционером, использующим свое положение в правительстве города в интересах своей строительной компании». Обиженный вице-губернатор пригрозил судом — но о таком процессе (и даже о наличии от него соответствующего заявления) ничего не известно.
Заменять Юрия Молчанова, как стало известно, никем не будут — его обязанности, как и обязанности Романа Филимонова, перераспределят между другими заместителями Георгия Полтавченко. И то ли у нового губернатора нет своей кандидатуры на роль «главного посредника между властью и бизнесом», каковым многие считали Молчанова, то ли он не видит в нем необходимости. А сам Молчанов, сетуя, что «чиновником работать тяжело, я проработал 8 лет», говорит, что у него есть несколько предложений по дальнейшей работе, но он еще не знает, какое он выберет, хотя из города уезжать не планирует.

Виктория РАБОТНОВА