Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Голова кругом

12 января 2012 10:00

Следователи еще не приняли решение в отношении оскандалившегося депутата петербургского Законодательного собрания единоросса Александра Салаева. В конце прошлого года он стал героем одного из самых популярных материалов «Новой» (более 332 тысяч просмотров на сайте на 11.01.2012. — Ред.) — «Я участник фольсификации выборов-2011» (сохранена орфография оригинала, см. № 91 от 12.12.2011.), по которому 21 декабря 2011 года была начата доследственная проверка (см. № 94 от 22.12.2011). Десяти дней, отведенных на нее законом, не хватило. Сроки проверки продлили до месяца. К 20 января Главное следственное управление (ГСУ) СК РФ по Петербургу должно подтвердить или опровергнуть изложенные в публикации факты возможной фальсификации в пользу кандидата от «Единой России» Александра Салаева во время голосования 4 декабря 2011 года и принять решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем.

Карусельщики запутались в показаниях






Как рассказывала «Новая», кандидат по в 18-му избирательному округу (Колпинский район) Александр Салаев победил на минувших выборах: набрал 55% и прошел в городской парламент. Менее чем через неделю обнаружилось, что Александр Рафикович знаком с технологией «карусели» (многоразовое голосование избирателей за одного и того же кандидата). По предварительной информации, одержать победу в Колпино Салаеву помогли юные «карусельщики» — преимущественно студенты петербургских вузов добавили депутату 967 голосов.
«Я, Перескокова Наталья, являюсь участником выборов… Я хочу подробно рассказать о том, как происходили выборы… Мы собрались в 7 утра на ст. метро Рыбацкое. На протяжении 4х часов мы сидели в пиццерии «Олли» и ждали, пока приедет автобус. Затем мы поехали в город Колпино. Там мы проголосовали 10 раз, если честно, я не помню номера всех уиков, на которых мы были. Затем мы поехали в поселок Понтонный и Металлострой, где в общей сложности проголосовали еще 4 раза. Честно, было очень страшно, поскольку это не нормально. Я понимаю, я сама подписалась на это, но нам давали другие гарантии и другие условия, которые, к сожалению, не были выполнены…»
Несколько десятков похожих отчетов оказались в распоряжении «Новой», после того как молодым людям, по их словам, отказались выплатить деньги за «работу» на выборах. О подобном варианте развития событий также шла речь в документах, попавших в прессу:
«Подумайте о том, что мы видели, — говорится в отчете, подписанном именем Анастасии Дорощенковой. — Теперь мы знаем, как работает данная система, как на самом деле побеждают наши депутаты. Если вы не заплатите нам деньги, не возместите моральный вред, нам придется пойти на решительные меры — опубликовать все, что мы знаем, в прессе. Подумайте о том, какой общественный резонанс это вызовет…»
В том, что описываемые действия уголовно наказуемы, ни сам кандидат, ни «работники» не сомневались. Поэтому уже в начале декабря (после первой же публикации) и Салаев, и студенты, чьи фамилии фигурировали в газете, поспешили откреститься от причастности к чему-либо незаконному.
— Если серьезно рассуждать на эту тему, у них никакого мотива не было писать первоначально даже заявления о том, что они в ней (карусели) участвовали, — в интервью «Новой» заявил Александр Салаев. — Я не верю, что молодой человек либо девушка, которые писали эти заявления — а большинство из них заканчивают юридический факультет Университета, — не понимают той меры ответственности в том заявлении, которое они написали. Они сами признаются в совершении серьезного преступления? Задумайтесь! Они сами о себе говорят. Сами признаются в том, что они виновны. Как минимум — от двух до трех лет лишения свободы? За что? То ли за одну тысячу рублей, то ли за две, то ли за шесть?
— Я буду обращаться в суд с иском к «Новой газете», если не будет опубликовано опровержение, — предупредил Салаев.
18 декабря Андрей Ионов (названный в отчетах «бригадиром», ответственным за весь процесс голосования «карусельщиков», и лицом, уполномоченным в дальнейшем расплатиться с ними от лица кандидата) сообщил «Новой», что он и еще шесть человек, упомянутых в публикации, обратились с заявлением в управление «К» при УФСБ СПб и Ленобласти:
«По нашему общему мнению, от имени одного «заинтересованного» лица описываются преступные действия, а также претензии к каким-то организаторам и требования оплаты от А. Салаева за эти «фальсификационные» действия. Мы официально заявляем: в многоразовом голосовании не участвовали, отчетов не составляли, выплат у А. Салаева за несуществующие мероприятия не требовали. Сегодня мы готовим исковые заявления о защите чести, достоинства и деловой репутации в суд…»
Однако на 11 января ни Александр Салаев, ни Андрей Ионов не подтвердили «Новой» подачу исковых заявлений в судебные инстанции.
Не исключено, что некоторых студентов действительно подставили, — несколько молодых людей признались «Новой», что передавали свои паспортные данные и номера телефонов однокурснику (якобы изначально договаривались о работе в качестве наблюдателей). Но впоследствии некий Игорь сообщил, что трудиться придется в другом качестве — они, мол, отказались, а спустя несколько дней с удивлением обнаружили себя на страницах нашего издания в списках «карусельщиков».
Как рассказал Вадим Фирсов, по собственным словам, не участвовавший в этой «фигне», он с приятелем увидел в общежитии объявление о том, что производится набор наблюдателей:
— Позвонили по указанному номеру, нам сказали: «Ребята, приезжайте на Рыбацкое. Там все расскажут. Все клево будет».
4 декабря они приехали в назначенное место, их посадили в микроавтобусы, отвезли в Колпино, где якобы приказали: «Идите и голосуйте».
— Мы с другом вообще не поняли, что происходит, послали их на фиг и уехали домой, — продолжает Фирсов. — Мы чуть-чуть опоздали, поэтому были не в теме, что происходит, потом подошел Игорь, кажется, такой парень в очках: «Ребят, вы со мной? Выборы, вся фигня. Голосовать надо». Нам сказали, сколько участков нужно обойти, заявили, что заплатят за каждый участок.
Бригадир одной из групп «карусельщиков» Михаил Веретейников в показаниях путался. Приводим беседу полностью:
— «Новая газета» меня обос*ала до ушей — теперь сижу и обтекаю. Я вообще непричастен к тому, что там написано.
— Вы участвовали в экзит-пулле?
— В каком экзит-пулле? Говорите по-русски. У вас там свои матерные слова. Я человек из народа.
— В опросе.
— Я участвовал в каком-то опросе, какой конкретно вы имеете в виду?
— Какого числа?
— Вы думаете, я помню? Может, 3-го, 4-го, в этих числах. Я не помню даже, когда выборы были.
— Вам за опросы платили или вы участвовали в качестве волонтера?
— Я уже не помню.
— Салаев утверждает, что вы работали на выборах бесплатно.
— Если я не помню, что мне платили, значит, мне не платили.
Азат Хайруллин, один из тех студентов, кто требовал от нашего издания сатисфакции, утверждает, что опросы не проводил, с утра поехал в Колпино работать наблюдателем:
— Но потом ушел оттуда. Сказали, что я буду просто стоять и ничего не делать. Я не понял, что это за бред, и ушел.
20 декабря нашу редакцию посетили «бригадир» Андрей Ионов, студент Артем Натокин и еще один не представившийся молодой человек. Визитеры настаивали на том, что проводили опросы на безвозмездной основе. Примечательно, что Натокин 9 декабря заявлял газете «Мой район», что работал на экзит-пулле 2 (!) декабря и «Александр Салаев и «Единая Россия» полностью расплатились, к ним претензий нет». За что?
Впрочем, с окончательной версией того, чем они занимались в начале декабря 2011 года, студенты, похоже, не определились. Варианта два: проводили экзит-пуллы и собирались поработать наблюдателями. Однако затем у всех 64 человек не оказалось соответствующих направлений, поэтому девочки и мальчики пошли гулять по Колпино.
Ионов не смог пояснить, сколько времени находился в Колпино. Приехал, как уверяет, к 12–13 часам. Хотя наблюдатель должен быть на участке как минимум за пятнадцать минут до его открытия — в 7.45. На это парень пролепетал, что трудился не просто наблюдателем, мол, его задача была «заходить на участки и смотреть».
С 12 декабря «Новая» ждала реакции прокуратуры и Следственного комитета РФ на преданные огласке скандальные факты. Публикации об особенностях избирательной кампании Александра Салаева были переданы лично главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Тот, в свою очередь, распорядился разобраться на местах. В настоящее время сотрудники Колпинского районного следственного отдела ГСУ СК РФ по Петербургу продолжают проверку. По их словам, ни огорчаться, ни радоваться отложенному решению не стоит — пока просто не хватило времени выяснить всё.
Корреспонденты «Новой» тем временем попытались помочь следствию — пошагово восстановить события 4 декабря. А именно — то, как провели первое зимнее воскресенье предполагаемые участники «карусели» в пользу Александра Салаева.
Результаты собственного расследования «Новой» — в следующем номере.

Нина ПЕТЛЯНОВА, Александра ГАРМАЖАПОВА
http://foundphotos.livejournal.com/57184.html