Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Все равно где сидеть — в парламенте или на нарах

28 ноября 2011 10:00

В региональные парламенты и Госдуму баллотируются люди, отмотавшие в свое время сроки за кражу, нарушение ПДД, клевету, мошенничество, получение и дачу взятки, разбой и грабеж. У всех судимости, впрочем, погашенные, поэтому формально перед электоратом они чисты.





На прошлой неделе Владимир Жириновский и Александр Хинштейн («Единая Россия») в теледебатах разбирались, у кого в партсписках больше бывших уголовников и действующих миллиардеров. Делали это так эмоционально, что чуть не перешли на ненормативную лексику. Не исключено, что после сеанса разоблачений полити­ки выпили по чашке кофе и разошлись.
Согласно закону, баллотироваться в Заксобрание может кто угодно. Если судимость погашенная, то будь человек хоть трижды судим — оснований для отказа у избиркома нет, а кандидат вообще не обязан сообщать об этом. Если же судимость неснятая или непогашенная, потенциальный народный избранник обязан при подаче документов в ГИК указать в заявлении наличие судимости. В соответствии с п. 6 ст. 48 закона в бюллетене должны указываться сведения о его судимостях.
Эксперты, опрошенные «Новой», в оценках действующего законодательства расходятся. Одни полагают, что ошибки молодости не могут стать клеймом на всю жизнь. Другие настаивают, что людей, сидевших за преступления против личности (убийство, разбой, шантаж), включать в партсписки нельзя.
Считается, что поводом для конфликта между Дмитрием Медведевым и экс-лидером «Правого дела» Михаилом Прохоровым послужило уголовное прошлое одного из кандидатов от правых — главы фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана. Но если скандал из-за Ройзмана получился громким, то «по мелочи», президент, похоже, не тревожится.
По информации «Ведомостей», МВД по запросу Центризбиркома проверило кандидатов в депутаты Госдумы на предмет непогашенной судимости и обнаружило около полутора сотен претендентов на мандаты, имевших проблемы с законом. До и после регистрации списков многие были исключены, и к концу октября в составленном МВД перечне кандидатов, имевших погашенную судимость или находившихся под следствием, оставалось более полусотни человек.
Например, в федеральных списках «Яблока» было 13 кандидатов с судимостями, в том числе и осужденный за грабеж кандидат из Амурской области. Сейчас таких осталось только трое: Сергей Грачев (дача взятки), Сергей Ковалев (антисоветская агитация и пропаганда), Александр Симон (клевета).
От «Правого дела» баллотировалось 10 бывших заключенных. Андрей Луговой из ЛДПР, напомним, в 2004 году был приговорен за организацию неудачного побега менеджера Аэрофлота Николая Глушкова.
Что касается «Единой России», то сейчас в их списках, если верить секретарю президиума генсовета партии Сергею Неверову, нет ни одного человека даже с погашенной судимостью. В свое время, кстати, медведи выступали с инициативой обнародования информации о криминальном прошлом кандидатов. Депутат Александр Хинштейн, выступая в Госдуме, говорил, что даже людям со снятыми судимостями не место во власти. По информации некоторых источников, партийцы намерены вернуться к этому вопросу после декабрьских выборов.
Идея, безусловно, хорошая, но ее актуальность после выборов вызывает вопросы. Да и сведения о том, что все единороссы чисты перед законом, Богом и электоратом, как минимум спорны. Хотя бы потому что, по информации «Новой», кандидат от ЕР в питерское Заксобрание Максим Долгополов имеет криминальное прошлое.
В распоряжении нашего издания есть копия приговора, вынесенного Калининским райсудом в отношении Долгополова и Романа Смирнова. 29 июля 1996 года оба получили срок по статье 146 (часть 2, пункты «а» и «б») старого УК РФ («разбойное нападение по предварительному сговору группой лиц с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия»).
Судом было установлено, что «09.03.1996г. около 03 час. 30 мин. Смирнов, Долгополов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в гостях у Пирогова, вступили в сговор между собой на хищение имущества Пирогова путем разбойного нападения. С этой целью они напали на потерпевшего, сбили его с ног, действуя одинаково активно, поочередно нанесли Пирогову удары кулаками и ногами по различным частям тела и голове… требовали передачу денег и поочередно демонстрировали Пирогову кухонный нож».
Приятелей, которым на момент совершения преступления было по 17 лет, приговорили к трем годам колонии общего режима без конфискации имущества. Через 10 месяцев Долгополов вышел по УДО. Тогда же он, если верить его официальной биографии, пришел в политику: с 1996 года в течение трех лет руководил аналитическим отделом молодежной организации «Наш дом — Россия».
Глава исполкома питерской «Единой России» Дмитрий Юрьев заверил «Новую», что при формировании списков ими запрашивалась информация обо всех судимостях, в том числе погашенных. По имеющимся у партфункционера данным, их кандидат стал жертвой хорошо спланированной кампании, направленной на его дискредитацию.
Зампред ГИК Дмитрий Краснянский полагает, что справка от психиатра все же нужнее. К такому выводу он, по собственному признанию, пришел по итогам этой кампании.
«Люди должны все знать о кандидатах, но формально партийцы с погашенной судимостью не являются уголовниками, — отметил он. — Папа римский Бенедикт XVI в детстве служил в гитлерюгенде, есть даже фотографии. Как к этому относиться — дело католиков. Наши кандидаты — это дело СМИ и избирателей. Избирательная комиссия в этом вопросе нейтральна».
Согласен с Краснянским и глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Эксперт полагает, что никто не мешает гражданскому обществу и конкурентам выявлять подобные факты биографии кандидатов и предавать их огласке. «Человек с погашенной судимостью является полноценным членом общества. Вспомните, как вычищался в 2007-м список «Справедливой России», когда исключили певца Александра Новикова, который и сидел-то за свои песни», — добавляет политолог.
По мнению юриста Ольги Покровской, судимость не должна стать клеймом — «нужно разбираться, какой суд выносил решение, насколько был объективен; менялась правовая ситуация в стране». Однако, настаивает она, необходимо запретить выдвигаться тем, кто сидел по тяжким статьям — за преступления, связанные с насилием против личности. «Предполагается, что человек, находясь в сфере публичной политики, взаимодействует с людьми, — поясняет Покровская. — На примере некоторых кандидатов мы видим, что привычки остаются. Избирательная кампания — это всегда сильнейший стресс, в ходе которой человек проявляет свои качества».

Александра ГАРМАЖАПОВА
Фото Михаила Масленникова