Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Драка после битвы

19 сентября 2011 10:00

Пока в Москве разбирались, грамотно ли сработали пиарщики «Правого дела», так ли страшен Владислав Сурков, как его малюют, и следует ли Михаилу Ходорковскому ждать подселения тезки, в Питере ругались с не меньшим размахом.

Изгнание Михаила Прохорова позволило питерским правым свести друг с другом давние счеты





Черт ногу сломит
По-петербургски интеллигентного расставания не вышло. Правые в буквальном смысле рвали друг друга в клочья. Группа поддержки Прохорова (Рыдник — Кучеренко — Богатушин) обозвали его противников (Сахарова — Маутэр — Цыбуков) «политическими трансвеститами» и пригрозили самораспуститься. «Трансвеститы» объявили политсовет, сформированный 8 сентября, нелегитимным, а опального олигарха обвинили в вождизме. Судьбу регионального отделения определит федеральный политсовет 19 сентября.
Неясным осталось лишь, из-за чего весь сыр-бор. Проекта как такового больше нет, оправиться после сокрушительного удара в ближайшее время вряд ли удастся.
Отвечая на вопрос «Новой», что происходит в Петербурге, правые рисовали совершенно разные картины. Разобраться, кто член, а кто нет, непросто. Экс-глава исполкома правых Елена Сахарова представлялась как исполняющая обязанности руководителя исполкома. А член политсовета Игорь Кучеренко заявлял, что она никто: политсовет петербургского «Правого дела» исключил из партии Сахарову с формулировкой «за нанесение политического ущерба». Выгнать пытались и бывшего председателя Евгения Маутэра, но не выгнали, поскольку он член политсовета.
В какой-то момент не выдержал Кучеренко: «Я совсем запутался! Может, и меня уже исключили?»
Еще один экс-лидер городских правых Сергей Цыбуков, комментируя происходящее, нервно смеялся и говорил об абсурдности ситуации, ведь местное «Правое дело», по его словам, фактически осталось без руководящих органов.
— Старый политсовет и председатель свои полномочия сложили, а легитимность новых спорна. В Москве не признали делегата Кучеренко, а он определялся на конференции. Получается, что легитимна только Лена Сахарова — у нее списки, печати, документы. Ее может снять только глава федерального исполкома, но не ясно, какой из них правее, — пояснил Цыбуков. — Лена, кстати, единственная прочитала устав и выяснила, что исполкомом руководить может только член политсовета, а она не избиралась туда! В общем, замкнутый круг.

Политики — люди нежные
По мнению политика, тихий бунт зрел давно, ведь «с партийной элитой нельзя как с «бизнес-структурой». Он утверждает, что Маутэра в свое время заставили написать заявление о сложении полномочий, а на собрание пригнали 300 человек. Таким образом, якобы было освобождено место для друга Прохорова Юрия Рыдника.
Сахарова с Цыбуковым соглашается, говорит о «запущенной катавасии» и ставит под сомнение легитимность собрания 8 сентября, поскольку не приняла на учет новых членов.
— Рыдник и Кучеренко работают с автобусами, — позволила себе прозрачный намек партфункционер.
Она обвиняет Прохорова в том, что к выборам структура подошла «с огромным количеством юридических и прочих провалов», а Рыдника сравнивает с чертиком из табакерки, мол, спутал все карты.
— Он появился 5 сентября… А у нас был готов список кандидатов в ЗакС — более 60 человек с обладают ресурсами всякого рода, в т. ч. финансовыми, — жалуется Сахарова. Она заверяет, что «Правое дело» не отказывается от кампании, но не озвучила имена вошедших в партсписок, не исключив, что не все станут баллотироваться на таком неприятном фоне.
— Речь идет о действительно серьезных и респектабельных людях. Среди них военные, бизнесмены и медийные персоны, — сообщила она.
Заметим, «Новая» общалась с Сахаровой за несколько часов до ее исключения. Вероятно, настрой на борьбу ей придется подкорректировать. Впрочем, зная о том, как быстро меняется ветер в «Правом деле», можно предположить, что впереди новый скандал.

Дальше тишина
По словам и. о. председателя «Правого дела» Андрея Дунаева, будущее регионального отделения определит политсовет, заседание которого пройдет 19 сентября. О навязывании кандидатуры Рыдника и нелегитимности собрания, на котором тот был избран, Дунаев высказался туманно: «Я не мог контролировать, кого свозили автобусами и свозили ли вообще. Собрание проводилось в моем присутствии и, на мой взгляд, было легитимно, однако это не означает, что я видел документы».
Игорь Кучеренко, единственный делегат прохоровского съезда, сразу после изгнания лидера заявлял, что вместе с Рыдником намерен уйти вслед за производителем ё-мобилей.
— Не хочу иметь ничего общего с политическими трансвеститами, — возмущался он. — С уходом Прохорова они ничего не наберут. Как я после всего войду в тройку и в теледебатах буду славить партию мошенников?
Однако уже на следующий день, пообщавшись с соратниками, остыл и с демаршем решил повременить.
Примечательно, что весь политсовет петербургского отделения, за исключением Маутэра, заявляет, что поддерживает Прохорова, который «повел себя как настоящий мужчина».
Как сообщил «Новой» член политсовета Антон Богатушин, сейчас партийцы консультируются с опальным миллиардером «для выяснения наших дальнейших возможностей и позиций». Кроме того, они собираются провести общее собрание, чтобы выслушать мнение всех партийцев и принять «консолидированное решение». Окончательное заявление, по словам Богатушина, будет сделано с учетом того, что произойдет на съезде 20 сентября.
— Случившееся вызывает у нас большие опасения. Михаил Дмитриевич являлся флагманом нашей партии. Всецело поддерживаем его решения и сожалеем о том, что так случилось, — сказал он.
Дунаев считает, что петербургские правые, грозящиеся выйти из партии вслед за Прохоровым, занимают «очень достойную позицию». Корреспондент «Новой» напомнил Дунаеву его же выступление 8 сентября, где он надеялся, что перестановки в региональном отделении — последние. «Никто не ожидал, что Михаила Дмитриевича отстранят от работы», — ответил и. о. лидера.

Им найдут замену
Эксперты, опрошенные «Новой», уверены, что конфликт между олигархом и Владиславом Сурковым действительно имел место («как человек, в этой сфере новый, повел себя иначе, чем от него ждали») и никакого пиар-хода здесь не видят. Что касается легитимности грядущих выборов, когда политическое поле фактически зачищено, политологи не исключают, что Кремль срочно вспомнит о «Яблоке».
— Насчет легитимности декабрьских выборов с исчезновением «Правого дела» ничего качественно не меняется, ведь российская власть и так думает, что они достаточно легитимны, правый же избиратель на выборы не ходит, — полагает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Не исключено, что начнется административная поддержка «Яблока».
По мнению политолога Владимира Гельмана, в нынешнем электоральном цикле «Правое дело» можно списать в архив российской политики.
— Потом его могут реанимировать для других целей. Например, для Госдумы-2016. Раз партия имеет юридическую регистрацию, кто-нибудь ею воспользуется. Но к нынешнему голосованию «Правое дело» уже никакого отношения не имеет, — уверен он. — Федеральным деятелям, вовлеченным в дележ прохоровского наследства, не до Питера.

Александра ГАРМАЖАПОВА
cartoonbank.ru