Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Церковь похвалила своих мучителей

9 июня 2011 10:00

Свой день рождения управделами московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский, хоть дата была и не круглая, отметил с размахом. Он отслужил божественную литургию, на которую съехалась чиновничья элита Мордовии, а потом, как сообщила пресса, «принимал личные поздравления». Публика, надо сказать, собралась силовая: главный федеральный инспектор по Мордовии, председатель Верховного суда республики, начальник УФСИН по региону.






Олег Симченков из местного УФСИНа поздравлял митрополита с особой теплотой: за два дня до этого он сам принимал от Варсонофия поздравления и икону в подарок на юбилее своей организации. На мордовский церковно-силовой праздник можно было бы и не обращать внимания, если бы не текст поздравления, который в УФСИН прислал управделами патриархии. Он поверг в шок тысячи пожилых людей по всей стране, в том числе и петербуржцев, отбывавших срока в печально известном Дубравлаге.
Судите сами.
«Уважаемый Олег Викторович! <…> Примите искренние поздравления с 80-летием УФСИН России по Республике Мордовия! <…> За это время Вы прошли путь от первого построенного здания в непроходимых лесах Мордовии до одной из лучших в России систем исполнения наказаний, освоившей территорию от Потьмы до Барашева протяженностью более 50 километров.
Ваш повседневный труд по исполнению наказания для тех, кто совершил преступление, является служением нашему Отечеству. <…> Исполняя наказания осужденных за преступления, Вы укрепляете веру в справедливость… и ограждаете общество от новых преступлений».
В тексте есть описания свершений и перспектив сотрудничества, но ни слова о том, что ГУЛАГ (УФСИН — это, считай, эвфемизм) строился в 30-е годы на костях заключенных. Что в 37-м Дубравлаг (тогда еще Темлаг) был избран местом для создания колоний для жен репрессированных. Что именно сюда ссылали тех, кого преследовали за веру (здесь гибли и православные священники). Что с 1961 до 1972 года Дубравлаг был единственным политическим лагерем в СССР.
По имеющимся у «Новой» сведениям, «поздравление» спровоцировало скандал в патриархии. Оно стало следствием и невежества регионального референта, и того, что его начальник, судя по всему, подписал текст не глядя.
«Удивительно, что такого рода высказывания исходят от одного из иерархов церкви, — сдержанно комментирует историк Александр Даниэль, сын Юлия Даниэля. — Вряд ли это свидетельство церковных дискуссий. Это не может быть предметом дискуссий в РПЦ, которая была объектом террора начиная с 17-го года».
Людмила Климанова, по ее собственным словам, отсидевшая «всего» два года за «антисоветскую деятельность», вспоминает, как поразилась обилию на зоне пожилых верующих людей. «Кажется, ту женщину звали Мария Петрова… Когда мы попали в лагерь в 65-м году, она, православный человек, отсидела за веру лет двадцать. Ей давали 10 лет, она их отбывала, ненадолго выходила на свободу, и ее снова ссылали. Мы на нее смотрели с восхищением — ее невозможно было сломить. Я уже освободилась, а она еще оставалась сидеть».
Сергей Хахаев, отсидевший в Дубравлаге 7 лет за антисоветскую деятельность и издание журнала «Колокол», до сих пор не может простить, что эти годы были вырваны из его жизни. «Мы бы вышли в 68-м на площадь, участвовали бы в диссидентском движении, а вместо этого вынуждены были подчиняться самодурству тюремных начальников. Помню, был у нас один майор, неплохой в общем-то мужик, с зэками в бильярд играл. Я как-то шел из мастерской, нес инструмент, а он навстречу — пьяный. Кричит: «Тебе 15 суток ареста!»
Все петербуржцы из побывавших в Дубравлаге расценили послание Варсонофия как подлость и оскорбление. «Разве можно произносить такие слова, когда еще живы люди, перенесшие этот ад! Не дело церкви поздравлять тюремщиков, своих мучителей».
Возможно, если бы церковь настаивала на покаянии наследников ГУЛАГа, а не поздравляла их с успехами за 80 лет, в умах граждан было бы больше понимания своей истории. И тогда на сайте одной из уважаемых газет под новостью о сомнительном поздравлении не появилось бы такое: «<…> люди охраняют мразь, изолируя ее от нас. И нелепо осуждать сотрудников, служивших не за страх, а за совесть в 30-е, 40-е годы».

Диана КАЧАЛОВА




ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Отец Георгий, протоирей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ:
— Меня удивляет, что вы обращаетесь с этим вопросом ко мне, а не к главе пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерею Владимиру Вигилянскому и не к секретарю епархии, которая направила это поздравление.
Я считаю, что церковь должна поддерживать нормальные рабочие отношения с УФСИН, дабы иметь возможность осуществлять работу с заключенными. Такое сотрудничество подразумевает и дипломатические шаги, в том числе и поздравления с юбилеями.
Но эти поздравления должны быть составлены предельно корректно, с учетом того, что церковь чтит память новомучеников, которые стали жертвами карательной системы СССР. С учетом того, что, чем меньше современная система исполнения наказаний похожа на советскую, тем она лучше. Задача церкви и государства — вместе работать над тем, чтобы нынешние места заключения и отношение там к людям качественно отличались от того, что насаждалось во времена коммунистического террора.