Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Капитализм наоборот

21 апреля 2011 10:00

Самые богатые члены городского правительства именно те, к кому у горожан больше всего претензий

Какие сферы городской жизни связаны с наибольшим числом скандалов и недовольством граждан? Строительство и ЖКХ. Отставки вице-губернаторов, курирующих эти сферы, требовали 3 апреля участники митинга в защиту Петербурга.
По странному совпадению именно они, согласно поданным декларациям за 2010 год, являются среди членов правительства города самыми обеспеченными…




Строительный вице-губернатор Роман Филимонов заработал 25,4 млн руб., а жилищно-коммунальный вице-губернатор Алексей Сергеев — 6,7 млн. Даже президент России Дмитрий Медведев и тот получает меньше: 3,4 млн руб. А губернатора Валентину Матвиенко с 2,3 миллионами рублей дохода ее заместители обогнали соответственно в одиннадцать и в три раза. Какой-то капитализм наоборот: чем хуже работаешь — тем лучше живешь?
Теперь обязательное декларирование доходов и имущества касается не только чиновников, но и их жен (мужей) и несовершеннолетних детей. И потому можно оценить весь прошлогодний семейный капитал членов городского правительства.
Бесспорный лидер и здесь Роман Филимонов: к его указанным 25,4 млн рублей еще 15,7 млн в семейную копилку добавила жена. Плюс на каждого из несовершеннолетних детей — сына и дочь — в 2010 году записан доход ровно по 6 млн рублей. И если у Романа Евгеньевича в собственности находится только четверть жилого дома и четверть земельного участка (в равных долях с супругой и детьми), то его супруга владеет двумя квартирами. Ну а из «средств передвижения», которыми владеют Филимоновы, можно составить целый автопарк: здесь автомобили, мотовездеход, снегоход, снегоболотоход, два водных мотоцикла и два лодочных прицепа. Заметим, что в прошлом году, как рассказывали городские СМИ, катание на водном мотоцикле стоило Филимонову травмы и попадания в больницу…
Второй по сумме доходов — инвестиционный вице-губернатор Юрий Молчанов. Сам он, правда, получил до обидного мало — каких-то 2 миллиона рублей. Зато жена — 30 миллионов! У каждого из супругов имеется по квартире, а у госпожи Молчановой — еще дом и земельный участок. Плюс на двоих — в общей собственности — две машины: Mercedes-Benz и Toyota Land Cruiser.
Почетное третье место занимает семья Осеевских, и тоже с явным креном доходов в сторону жены: вице-губернатор Михаил Осеевский получил за год 2,6 млн рублей, а жена — 11,2 млн. На двоих супруги имеют три квартиры, земельный участок и одно «нежилое помещение» площадью в 210 кв. метров. У Михаила Эдуардовича — автомобиль Saab и мотовездеход, у супруги — Toyota Land Cruiser.
Четвертый по семейному доходу — вице-губернатор Алексей Сергеев: к его 6,7 млн рублей еще 3 млн добавила жена. В семье имеются две квартиры, два гаража, жилой дом, земельный участок и автомашина Audi А6.

Есть вопросы
И главный вопрос таков: зарплата (и, думается, премии) у всех вице-губернаторов — одинаковые. Спрашивается: за счет чего так разнятся их доходы?
Заниматься бизнесом им запрещено. О чтении ими хорошо оплаченных лекций или «иной творческой деятельности» (разрешенной для чиновников) никому не известно. Откуда деньги, Зин?
Увы: на этот вопрос нам или не отвечают (по примечательному совпадению, большинство пресс-секретарей членов правительства после обнародования соответствующих данных на сайте Смольного дружно перестали брать трубки). А те, кто отвечает, ссылаются на городской закон, принятый в феврале 2010 года. По которому публикации подлежит только общая сумма годового дохода чиновника, без расшифровки, какую ее часть составляет зарплата, а какую — «прибавки». Более того, этот закон запрещает указывать на сайте и предоставлять СМИ более подробные сведения — таким путем питерская власть заранее позаботилась об отсутствии излишней огласки.
«По закону, чиновники могут получать доходы от продажи имущества, от его использования (например, аренды) и от вкладов в банках, — говорит юрист Ольга Покровская, преподающая в вузе государственное и муниципальное право. — Еще они могут получать доходы от ценных бумаг, если это не связано с конфликтом интересов (не связано с бизнесом, работающим в курируемой ими сфере). Да, несовершенство закона не обязывает обнародовать данные об источниках доходов чиновников. Но если они в несколько раз превышают их зарплату — общество имеет право знать об их происхождении».
Думается, что общество имеет право знать не только это — тем более что подавляющее большинство членов правительства уже много лет состоит на государственной службе. Дабы сравнить зарплату, полученную за эти годы, со стоимостью нажитого имущества.
А еще общество имеет право знать: каким же это таким сверхуспешным бизнесом занимаются жены чиновников, что он приносит такие доходы? К какой области экономики он относится и как он связан с курируемыми их мужьями направлениями? После чего оценить, связан ли этот успех исключительно с талантами соответствующих бизнес-леди — или с административным покровительством их мужей. А то, помнится, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, объясняя причины своего благополучия, любил говорить: «У меня жена предприниматель», — но как только он перестал быть мэром, успешность бизнеса г-жи Батуриной, как известно, кардинально изменилась…
До тех пор, пока мы не знаем всего перечисленного, публикация деклараций чиновников оказывается почти бессмысленной, потому что рождает больше вопросов, чем ответов. Это не борьба с коррупцией (каковой она торжественно объявлялась) — это лишь ее имитация.

Бедные чиновники
• Глава Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Евгений Елин получил не много — 1,1 млн рублей, еще 6,2 млн добавила жена. В семье числятся две квартиры, два гаража и три машино-места, два автомобиля Mercedes-Benz и один БМВ.
• В семье Валентины Матвиенко к ее 2,3 млн рублей добавляются 227 тысяч супруга. Плюс три квартиры, одно машино-место, два земельных участка, дача и… автомобиль «Нива-Шевроле». Что-то подсказывает: этим транспортным средством в семье губернатора не пользуются. Во всяком случае, за рулем этой машины Валентину Ивановну никто не видел…
• Семья вице-губернатора Игоря Метельского заработала за год чуть больше 4 млн рублей (2,2 млн — муж, 1,9 млн — жена) и владеет в общей сложности тремя квартирами, домом, земельным участком и двумя Audi.
• Вице-губернатор Людмила Косткина заработала около 2 млн рублей, а из имущества имеет в собственности только треть квартиры.
• Вице-губернатор Алла Манилова и того беднее: 1,6 млн годового дохода, квартира, полдома и пол земельного участка. У нее нет даже автомобиля.
• Около 1,8 млн рублей получил представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский (правда, у него есть две квартиры, гараж, полдома, пол земельного участка и Volkswagen Touareg.
• 2,1 млн рублей получил за год глава администрации Фрунзенского района Терентий Мещеряков (супруга которого продекларировала доход в 5600 рублей), но у молодого и перспективного политика имеется Lexus.
• Ну а глава Комитета финансового контроля Дмитрий Буренин получил за год 1,8 миллиона рублей (и еще 390 тысяч — жена). У супругов имеется часть земельного участка, часть дома и для мужа — мотоцикл БМВ…

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА / www.cartoonbank.ru