Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Город, вписанный в квадратик неба

11 ноября 2010 10:00

«У меня есть надежда на возрождение Пскова. Там молодой губернатор, и если сейчас объявить федеральную мобилизацию, то Псков спасется. Построить гостиницы, нормальные дороги, наладить маршруты — и псковская земля станет одним из центров международного туризма, православного и исторического паломничества», — говорил прошедшей весной, за несколько месяцев до своей кончины, самый преданный рыцарь древнего Пскова художник-реставратор Савва Ямщиков. Насколько оправдываются сегодня его надежды, смогли оценить петербургские эксперты и журналисты, осмотревшие реставрируемые объекты культурного наследия Псковщины в рамках специальной поездки, организованной пресс-клубом «Зеленая лампа» при поддержке администрации Псковской области.

Развернувшийся у соседей реставрационный бум привлек внимание петербургских экспертов





Возрожденное чудо
Андрей Турчак (тот самый молодой губернатор, заступивший на пост главы Псковской области в феврале 2009-го), вспоминая о своей встрече с Саввой Ямщиковым, приводит его слова, ставшие своего рода главным наказом новому руководителю: «Восстановишь Покровку — возродишь Псковскую область».
Если можно вообще говорить о главном, сакральном месте города, чувствующие его хранители Пскова укажут именно на это — возле Покровской башни, существующей в истории крепости без малого 550 лет. Изначально возведенная в дереве, она была возобновлена в камне на излете 1470-х. В 1581 г., при драматической обороне Пскова от войск Стефана Батория, приняла на себя главный удар, выдержала изнурительную осаду. По преданию, именно здесь защитникам Пскова явилась Богородица с сонмом святых. В годы Северной войны Покровская башня стала основой для бастионной системы южной линии обороны города. Тогда и разобрали шатровую крышу, а саму башню изнутри засыпали грунтом, превратив в командный пункт. Ее возрождение, начавшееся в середине 1950-х, связано с именем выпускника ленинградской Академии художеств Всеволода Смирнова. Проведенные им комплексные исследования позволили воссоздать шатер с максимальной исторической точностью, а завершенная к 1963 г. реставрация башни была признана Министерством культуры и Союзом архитекторов лучшей в Советском Союзе. Но в 1995 г. уникальный шатер погиб в огне пожара. С тех пор башня пребывала в запустении, медленно разрушаясь.
Все изменилось год назад, когда по инициативе губернатора Андрея Турчака начались работы по восстановлению шатра Покровской башни. За новый этап ее возрождения взялись реставраторы и мастера-плотники под руководством петербуржца Егора Сёмочкина — сына легендарного Александра Сёмочкина, спасителя и директора музея-усадьбы Владимира Набокова в Рождествене. А копия навершия шатра в виде прапора (флага-флюгера) сделана художником-кузнецом Дмитрием Смирновым — он в точности повторяет тот, что был выкован его отцом Всеволодом Смирновым при возрождении башни в 1960-х. Как и тогда, так и в более древние времена — никакой сварки, только механическая сборка. Новый флюгер скоро займет свое законное место, а его предшественник, сильно пострадавший от высоких температур при пожаре и падении с высоты, будет сохраняться в музее.
Вообще, по оценкам председателя Псковского областного отделения ВООПИиК искусствоведа Ирины Голубевой, работы на Покровской башне можно назвать образцовыми. Никаких отступлений от исторической правды, от допустимых в отношении такого памятника технологий. Редкий по нынешним временам пример, успех которого обеспечен трудом династий истинных подвижников, их соратников и — в немалой степени — готовностью нынешнего руководства Псковской области доверять мнению признанных авторитетов в области охраны наследия.



Провалы в генетической памяти
Изборск называл Савва Ямщиков тем местом, где «включается наша генетическая память». Привести в действие поворотный рычаг, переводящий режим «выкл.» на «вкл.», помогло намеченное на 2012 год масштабное празднование 1150-летия Изборска, соответствующий указ президент РФ Дмитрий Медведев подписал в июне. А в октябре под председательством вице-премьера правительства РФ Александра Жукова в Москве состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к юбилею. Праздничные мероприятия решено проводить на двух площадках — в Пскове и Изборске. Среди выработанных приоритетных направлений — развитие инфраструктуры, транспортных коммуникаций, реконструкция дорожной сети и, разумеется, реставрация главных объектов притяжения, уникальных древних памятников. Именно на них, как заверяет Андрей Турчак, пойдет основная часть выделяемых средств. В общей сложности на юбилей Изборска планируется потратить 6 млрд рублей (из федерального, регионального бюджетов и привлеченных средств).
Первостепенное внимание уделяется главному объекту — Изборской крепости. За более чем 700-летнюю историю ее ни разу не удалось взять врагам, будь то татары или воины Ливонского ордена. Один из секретов — расчищенный археологами и реконструируемый теперь тайный ход, своего рода мышеловка для врага: миновав ворота, неприятель попадал в подземную галерею, упиравшуюся в крепостную стену.
Как сообщила директор государственного музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская, археологические и реставрационные труды продолжатся и после празднования памятной даты. В 2011 г. из федерального бюджета на реставрационные работы выделяется 150 млн рублей, в целом на улучшение туристической и социальной инфраструктуры планируется потратить к юбилею 2 млрд рублей.
Но уже к новому туристическому сезону обещают открыть тайный лаз к Никольскому колодцу крепости. Будет представлена и обнаруженная археологами мостовая XVI–XVIII вв., сделанная из больших необработанных камней с вкраплениями нескольких мельничных жерновов. Как поясняет директор крепости, созданная ранее, в течение нескольких последних лет, пообъектная проектно-сметная документация позволяет теперь вести такие масштабные реставрационные работы, «каких Изборск еще не знал».
Впрочем, не все из осуществленного тут в недавнее время получает положительные оценки независимых экспертов. Например, Ирина Голубева и член Федерального совета по охране культурного наследия Михаил Мильчик солидарны в критике вновь отстроенной крытой галереи («боевого хода»). По их мнению, лучше было не создавать новодел по всему протяжению стены, а ограничиться демонстрацией небольшого фрагмента. К тому же эта деревянная галерея поднялась заметно выше исторической отметки (хотя изначально боевой ход делался невысоким — ведь рассчитан был не на туристические вольготные прогулки в полный рост, а на перебежки пригнувшихся воинов), что привело к искажению восприятия общего силуэта памятника.
Сомнения специалистов вызывает и облик реконструированной несколько лет назад башни «Луковка». На их взгляд, ее тоже достроили выше, чем следовало бы, а водруженный над выходом на смотровую площадку тамбур из стеклопластика выглядит и вовсе неуместным. Впрочем, разобрать его и реализовать более деликатное решение — дело не такое уж сложное и затратное. Куда труднее будет теперь убрать с глаз долой вышки мобильной связи, появившиеся в панораме особо охраняемой Мальской долины.
Правда, Наталию Дубровскую они не смущают («А что ж вы хотите, оставить нас всех без связи и интернета?!»). Но Михаил Мильчик возражает:
— Почему-то в той же Бургундии или Бретани я не встречал таких диссонирующих с ландшафтом мачт, хотя там нет проблем со связью. А уникальнейший ландшафт Изборска — ценность не меньшая, чем сам этот объект культурного наследия, и оберегать ее нужно как достояние нации.
Помимо вышек, появляются в Мальской долине и частные дома, пусть и невысокие, но их отделка сайдингом кричащей расцветки разрушает гармонию нежного пейзажа.
Ирину Голубеву тревожат объемы воссоздания давно утраченных объектов. По ее определению, Изборск стал своего рода экспериментальной площадкой, где по ходу дела принимаются решения о том, в каком случае создавать что-то заново, а в каком — ограничиться консервацией сохранившихся фрагментов подлинных памятников.

Без фальши и упрека
Тот же вопрос требует чрезвычайно взвешенного решения при определении дальнейшей судьбы храмов Довмонтова города у Псковского кремля. Построенные в XIII–XIV вв., они в годы Северной войны были засыпаны землей по приказу Петра, которого тогда заботило не сохранение памятников, а сооружение защитного вала. Под насыпью созданной таким образом Рождественской батареи экспедицией Государственного Эрмитажа и были откопаны в 1970-х три храма: Рождества, Святого Духа и Покрова, причем последний сохранился до уровня сводов, а на его стенах уцелели фрески. Фрески отправили на реставрацию в Эрмитаж, в хранилище которого они остаются и поныне.
Александр Голышев, исполняющий обязанности председателя Комитета по культуре Псковской области, убежден, что Эрмитаж их вернет, «когда мы попросим», и они составят экспозицию будущего музея фрески, который разместится в заново отстроенных церковных стенах:
— Храмы будут восстановлены в полном объеме, до крестов, — не сомневается чиновник.— И если церковь решит проводить там службы, мы не будем против.
Однако у специалистов такой подход вызывает решительный протест. Они убеждены в необходимости консервации уникальных подлинных фрагментов, а не в создании новоделов.
— Ведь это будет наше представление о том, как выглядели эти храмы, потому что нет достоверных сведений об их облике. Так что получится лишь примерно. И это будет, прямо скажем, фальшивка, — поясняет Ирина Голубева.
Работы по восстановлению уничтоженных весенним пожаром деревянных шатров Власьевской и Рыбницкой башен Кремля планируется завершить весной 2011 года. Губернатор Псковской области Андрей Турчак заверил, что ресторанов или иных увеселительных заведений там больше не будет. Он высоко оценивает туристический потенциал края, называя его одним из тех локомотивов, который позволит осуществить вверенному ему региону экономический прорыв. Есть основания полагать, что губернатор осознает и необходимость сохранения главного ресурса развития этой локомотивной отрасли — ее подлинных памятников. Хочется надеяться, что при выборе методик их сбережения и воссоздания он будет прислушиваться к мнению соратников и последователей легендарного Саввы Ямщикова — который, по признанию самого Андрея Турчака, в свое время и сумел заразить его своей болью за судьбу наследия Псковской области.

Татьяна ЛИХАНОВА,
фото Михаила МАСЛЕННИКОВА