Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Доказательствами сыт по горло

23 августа 2010 10:00

Сфальсифицированное дело; судебное следствие, проведенное с массой вопиющих нарушений; жесткий обвинительный приговор — все это настолько характерно для российского правосудия, что давно уже не вызывает ни малейшего интереса у официальных структур. Единственная для пострадавшего от этой системы возможность привлечь к себе внимание — это пойти на экстраординарные меры. Денис Храповицкий на момент написания статьи уже 29 дней голодает в камере следственного изолятора, протестуя против приговора Всеволожского горсуда.

Осужденный за наркотики заключенный около месяца продолжает голодовку





Торговля наркотиками в пользу ФСКН?
Денис Храповицкий, 1976 г. р., судим за наркотики уже в третий раз. При этом является героиновым наркоманом. Последний раз выйдя из тюрьмы, пробыл на свободе меньше полугода.
Храповицкого арестовали 4 мая 2009 вечером. Большую часть этого дня Денис провел на кладбище: был девятый день после смерти его брата. Но оперативники Госнаркоконтроля обвинили его в том, что в день задержания, а также 21 и 22 апреля 2009 года он продавал наркотики некой Галкиной — возможно, это оперативный псевдоним наркоманки, сотрудничающей с наркополицией.
Храповицкий признал, что у него дома хранились наркотики — для личного употребления; признал, что покупал их у Галкиной — но с тем, что сам продавал их ей, категорически не согласен.
— Какой смысл ей вас оговаривать? — спрашивала у Храповицкого на суде его адвокат, Жанна Озерова.
— Потому что сбытом занимается, я все знаю с ее слов, и то, что она под покровительством Госнаркоконтроля, — зафиксированы в протоколе слова Дениса Храповицкого. — Она сама мне предлагала: давай я буду продавать, с наркоконтролем все схвачено. Я, естественно, отказался. В своем разговоре она упоминала про Журавлева (начальник Всеволожского межрайонного отдела Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. — А. Б.). Говорила, все это от его имени, то есть его интересы представляла, намекала мне — лучше, Денис, тебе заняться, иначе проблемы будут!
Как показал на суде Храповицкий, 4 мая 2009 г. вечером, когда он уже лег спать, в его дверь постучались сотрудники наркоконтроля. Они предлагали ему сотрудничать: продавать наркотики и одновременно доносить. Разговор шел одновременно с «обыском». Только после того, как Денис, по его словам, сотрудничать отказался, наркополицейские вызвали понятых, которые присутствовали при имитации реально уже проведенного обыска в комнате Храповицкого, и после этого подписали протокол.

Ошибочка вышла…
Почему же это дело привлекло интерес Правозащитного совета Петербурга, который уже рассматривал его на своем заседании?
— Анализ документов показал, что дело против Храповицкого сфальсифицировано, что само по себе является преступлением, совершенным сотрудниками Госнаркоконтроля. Вызывает большое удивление, что суд не заметил этого сам — и не отреагировал, несмотря на то что подсудимый не раз на это указывал, — поясняет Владимир Шнитке, председатель наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. — Кроме того, сам суд проходил в ужасных условиях! Защите отказывали во всех ходатайствах: даже об осмотре вещдоков и вызове свидетелей. Также обращает на себя внимание тот факт, что главная свидетельница обвинения — наркоманка, находившаяся во время дачи показаний на следствии в состоянии наркотического опьянения, в невменяемом состоянии. Ей верить нельзя также потому, что она сама сейчас под следствием и заинтересована в хороших отношениях с наркоконтролем. Суд обязан был устранить все противоречия и отправить это дело на доследование! То, что произошло, крайне плохо характеризует как следствие, так и нашу судебную систему.
Противоречий в деле действительно множество. Самое пристальное внимание привлекают к себе электронные весы со следами героина на них, обнаруженные в доме Храповицкого при обыске. Осужденный уверяет, что эти весы попросила его подержать у себя Галкина, после того как продала ему наркотики у него дома. Показания же Галкиной противоречат этому: мол, весы она отдала Храповицкому… в счет оплаты наркотиков, которые сама у него покупала.
— В материалах дела отсутствуют сведения, откуда у закупщика Галкиной появились эти весы, кто их ей выдавал, каковы их индивидуальные признаки, — заявляет адвокат Жанна Озерова. — Согласно рапорту оперативного работника, эти весы предоставила Галкина. В судебном заседании он пояснил, что весы закупщице выдал начальник Всеволожского МРО ФСКН Журавлев. Однако в материалах дела есть постановление о передаче результатов оперативно-розыскного мероприятия органу дознания от 23.04.09, согласно которому никаких весов «закупщице» не выдавалось. Напротив, имеются ссылки на акты выдачи денежных средств и их ксерокопии. Однако прокурор на данное несоответствие заявил, что вместо «акта выдачи денежных средств» следует читать — «акт выдачи весов».
Судья Всеволожского горсуда Петров, кстати, с прокурорской логикой согласился и отказал защите не только в ходатайстве об отводе весов как недопустимого доказательства, но даже и в осмотре их — с целью убедиться, те ли это весы, что указаны в материалах дела.
Всего защита заявила 15 ходатайств: в том числе о вызове в качестве свидетелей понятых, которые якобы присутствовали при обыске, о прослушивании аудиозаписи, которая якобы велась при осуществлении Галкиной так называемой контрольной закупки — все их судья отклонил. И приговорил Храповицкого к восьми годам строгого режима.

Альтернатива членовредительству
Денис, в отличие от большинства российских наркоманов, сносящих подобное издевательство как нечто само собой разумеющееся, возмутился. 22 июля 2010 года ему вынесли приговор, а 23-го он объявил голодовку.
Голодовка в российской тюрьме — это не какая-то полузабытая самодеятельность, а чуть ли не официально признанная форма протеста. Во всяком случае у Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) есть даже специальный бланк уведомления заинтересованных лиц о том, что зэк «отказался от приема пищи». Храповицкого как голодающего осматривают врачи и «кормят» внутривенно.
О начале голодовки Храповицкий предупредил тюремное начальство заявлением, в котором указал два требования: встретиться с городским прокурором и представителем Бориса Пустынцева, руководителя организации «Гражданский контроль».
Известно, что о голодовке тюремное начальство уведомило суд, за которым до вступления приговора в законную силу числится Храповицкий. Но Пустынцеву о просьбе голодающего так никто и не сообщил:
— Я узнал об этом деле от адвоката Жанны Озеровой, — возмущается Борис Павлович. — Официальной бумаги из ФСИН у нас нет, в противном случае мой заместитель Юрий Вдовин мог бы встретиться с Храповицким — у него как у члена общественной наблюдательной комиссии есть право доступа в места заключения.
Пока что из правозащитников с осужденным удалось пообщаться только Владимиру Шнитке — 18 августа, в прошлую среду, он пытался отговорить Храповицкого от продолжения голодовки. Ведь, по сути, цель ее достигнута: ему удалось привлечь внимание общественности к своему делу. Но, насколько известно «Новой», голодовка продолжается до сих пор.
Более того, вскоре после визита Владимира Эдуардовича Дениса Храповицкого перевели из Крестов в СИЗО в Выборге.
— Это дополнительное нарушение его прав, — уверен Владимир Шнитке. — Суд Ленобласти, где будет рассматриваться кассация, находится в Петербурге, а Храповицкий настаивал на том, чтобы заседание проходило в его присутствии — он имеет на это право. Однако будет ли он теперь доставлен из Выборга в суд в Петербурге, неизвестно. Кроме того, нарушено его право на общение с адвокатом — Озерова проживает в Петербурге и, так как это не единственный ее клиент, не имеет возможности ездить в Выборг.
Можно ли победить наркоманию с помощью равнодушия? Или с помощью коррупции? Нет, если мы одолеем это зло, то не судами Линча, а только законными мерами. И для этого мундиры борцов с ним должны быть чисты…
«Новая» продолжит следить за развитием событий.

Анджей БЕЛОВРАНИН