Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Анализируй это самое

5 августа 2010 10:00

Продолжается централизация клинико-диагностических лабораторий городских поликлиник — взрослых и детских: небольшие лаборатории закрываются (причем происходит сокращение кадров), взамен создаются объединенные диагностические центры, каждый из которых обслуживает несколько медучреждений. Уволенные же считают, что новая форма работы вряд ли сократит число проблем в здравоохранении.

Вертикаль власти всесильна даже при сдаче анализов





Попробуем сделать платный
Петербургская жительница Галина У. имеет богатейший опыт сдачи анализов, так же как абсолютное большинство из нас, с годами приобретающих подобный стаж. Главное — уповать на точность выявляемых показателей, которая, как заявляют медики, часто страдает, невзирая на неустанное реформирование системы здравоохранения.
Однажды заветный листочек с результатом анализа ей польстил: на нем правильно была указана ее фамилия и инициалы, а возраст… на двадцать с лишним лет меньше, чем ей на тот момент было. В другой раз немолодая дама-доктор, к которой она ходила годами, вглядываясь в показатели, воскликнула: «Нет, не узнаю — это не вы!» Как будто оценивала качество портретной живописи. И добавила: «Давайте попробуем сделать платный, как-то не верится, что у вас настолько все хорошо…»
Для того чтобы вероятность ошибок была сведена к минимуму, ученые предлагают разные лабораторные методы исследований, а система здравоохранения — способы укрупнять, централизовать, регламентировать. Это в бумагах. А наяву обыватель, которому жизнь дорога, как память (если, конечно, болезный располагает деньгами), действительно часто предпочитает заплатить и переплатить, не доверяя бесплатным анализам, предпочитая не томиться в бесплатных очередях. Правда, и деньги далеко не всегда гарантируют точности измерений и качества услуг.
«Не сдавай ничего, ты и так неплохо смотришься» — такой совет дал один из посетителей интернет-форума, посвященного стоимости анализов в разных клиниках.
Помнится, в 2002 году петербургские медики во всеуслышание признали, что результаты практически каждого третьего анализа в городских поликлиниках оказываются ошибочными. Материально-техническая база и оснащение большинства клинико-диагностических лабораторий в амбулаторной сети к тому времени безнадежно устарели, контроля качества никакого, пациенты толпятся в коридорах, ожидая своей очереди для забора крови там же, где идет прием анализов, — таким образом оценивали ситуацию. Было решено приступить к тотальной централизации: небольшие лаборатории в амбулаторных учреждениях закрыть, а оборудование и сотрудников сконцентрировать на базе крупных диагностических центров.
Такие центры стали открываться. При объединении (один центр на несколько районных поликлиник — детских и взрослых) неизбежно происходило сокращение кадров. Видимо, предвидя это, члены Региональной ассоциации Медицинской лабораторной диагностики Санкт-Петербурга в нулевых годах вели речь о том, что при любом реформировании важно не растерять специалистов.
«Лучше никакой анализ, чем неправильный», — заявил вице-президент ассоциации, профессор Владимир Эмануэль, и отметил, что эффективность лечебно-диагностической работы во многом определяется качеством и доступностью лабораторной диагностики.

Люди как-нибудь перебьются
Ушли в прошлое времена, когда старенькие знахарки ставили диагноз исключительно по состоянию мочи пациента. Теперь применяется современная аппаратура, но и она не всегда спасает. Причина, как полагает уважаемый доктор Леонид Рошаль, директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии, в системной ошибке, вопреки которой больная и сильно страдающая дистрофией бесплатная медицина отчаянно старается выжить: «У нас на здравоохранение выделяется очень низкий процент во внутреннем валовом продукте — любая другая система — например, немецкая, американская, английская — давно бы уже умерла при таком финансировании, у них втрое больше, а мы как-то держимся…» Держаться-то держимся, но население платит за каждый чих.
В комздраве с удивлением отнеслись к тому, что «Новая» заинтересовалась централизацией клинико-диагностических лабораторий. Начальник отдела по организации лечебной помощи комитета Ирина Ларина подтвердила, что такая работа в Петербурге ведется. «Но ведется она давно, с 2002 года, — уточнила она. — Уже создано 14 центров». По поводу же экспресс-анализов сказала, что они будут делаться по-прежнему на местах. И заодно объяснила: «Если процесс доставки из поликлиник, где у людей их по-прежнему принимают, четко налажен — проблем никаких». Об увольнениях сказала просто: «Но вы же понимаете, увольняют не лучших, а если кто-то и уволен, в нашей системе такая нехватка кадров, что место себе они точно смогут найти».
Уволенные — а в числе таковых медики с высшим образованием, средний и младший медицинский персонал — преимущественно люди, которым пару шагов до пенсии, и мамы с маленькими детьми, пожалуй, поспорили бы с этим, но открыто бунтовать не решаются. Признают: выбор сделан в пользу оборудования, экономии расходного материала и реактивов, а люди как-нибудь перебьются.

Как кобылу хилую превратить в здоровую
В Выборгском районе Петербурга «товарищи укушенные» медицинской реформой, то есть те, что оказались на улице, а также и те, кому предстоит работать по-новому, высказывают тревогу по поводу реформирования. «При нашей неразберихе вряд ли что-то существенно улучшается, — считают они. — Взаимодействие между учреждениями и центром, сроки доставки, которые ни в коем случае нельзя нарушать, иначе может оказаться под угрозой верная постановка диагноза, значительная зона обслуживания — все это требует четкости». Правда, признают, что и до сих пор, в рамках одной поликлиники, существовали проблемы.
Как бы то ни было, документы, согласно которым идет реформирование, имеют собственную многолетнюю историю. Это и Приказ Минздрава России от 25.12.1997 № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». И Постановление Правительства СПб от 07.12.2004 «О Концепции модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004–2010 годы». И Концепция реформирования службы клинической лабораторной диагностики в учреждениях здравоохранения СПб на 2002–2010 годы. Так что данное реформирование, судя по всему, идет к концу; а о его результатах судить нам с вами.
В одной из настольных книг значительной части просвещенных россиян — «Традиции и обычаи русского народа» есть замечательная глава о том, «как кобылу дряхлую и больную сделать молодой и здоровою». Полезно в такой фолиант заглядывать время от времени, дабы не терять оптимизма и надежды на то, что здоровья хватит как можно дольше обходиться без участия родной системы здравоохранения.

Евгения ДЫЛЕВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА


Справка «Новой»
По данным национальной Лиги защиты пациентов, не менее 50 тысяч россиян ежегодно умирает в результате оказания им некачественной медицинской помощи. За год российские суды принимают в производство около 800 дел, возбужденных по фактам медицинских нарушений. До 50–60% первичной медицинской информации, отраженной в медицинских документах, не соответствуют действительности.
Общероссийский опрос Левада-центра показал: около 60% россиян недовольны уровнем медицинской помощи, оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения. Основные претензии: большие очереди, несвоевременная медицинская помощь, ограниченный доступ к узким специалистам, долгое ожидание скорой помощи, замена бесплатных услуг, гарантированных законодательством, на платные.
Статистика Федерального фонда обязательного медицинского страхования свидетельствует о том, что медицинские дефекты приходятся на 10% от общего числа лечений. Обнаруживается 20–25% расхождений прижизненных и посмертных диагнозов (то есть причиной смерти оказывается не то заболевание, которое было диагностировано при жизни).