Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Благоустроенное место казни

27 мая 2010 10:00

Гуза АПАКИДЗЕ, князь, депутат Санкт-Петербургского дворянского собрания:

К приезду потомков Романовых на похороны великой княгини Леониды Георгиевны в Петропавловской крепости спешат обустроить парковку на месте расстрела их родственников





Обещанному — не верить
Строительство автостоянки на Кронверкском полигоне Петропавловской крепости, в начале прошлого века ставшем местом массовых казней и захоронений жертв красного террора, среди которых были и четверо великих князей Романовых, близко к своему завершению. Этот кощунственный проект вызвал небывалый общественный резонанс. Строительные работы были остановлены в феврале, после того как известие об очередной страшной находке — обнаруженных под новый год останках 17 казненных — подняло новую волну возмущения, докатившуюся до президента и патриарха. На заседании Совета по сохранению культурного наследия председатель КГИОП Вера Дементьева пообещала, что строительные работы не будут возобновлены до полного археологического исследования территории между Головкиным бастионом и Кронверкским каналом.
Однако к исходу апреля обнаружилось: уже вымощены две площадки для будущей парковки и проложена подъездная дорога, которая прошла и через тот участок, где предстояло проводить археологические изыскания. При этом директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин продолжал уверять, что никакие строительные работы не возобновлялись с конца декабря. Вера Дементьева подтверждала, что КГИОП не снимал наложенный на них запрет, признавая при этом, что сооружение парковки осуществляется — но якобы вовсе не там, где археологам предстояло вести раскопки.
Для получения официальных разъяснений городской администрации Законодательное собрание направило губернатору Петербурга инициированный депутатом Алексеем Ковалевым запрос. Узнав об этом, Александр Колякин поспешил представить инициативному парламентарию свою версию происходящего. В письме директора ГМИСПб, полученном Алексеем Ковалевым, утверждалось, будто «работы, ведущиеся на Кронверкском полигоне, по своей сути являются аварийными, цель которых — благоустройство территории с возможным ее использованием в дальнейшем под место размещения туристического автотранспорта».

Ложь в помощь
Аварийные работы с целью реализации нового проекта — это, безусловно, смелая новация изобретателя Колякина. Этим, впрочем, его мозговая атака не исчерпывается. Увлеченный полетом собственной фантазии директор крепости не побрезговал очевидным передергиванием фактов, утверждая:
«Со слов научного сотрудника Института материальной культуры РАН Кильдюшевского В. И., проводившего археологический надзор, в зоне работ, кроме найденных останков, других захоронений быть не должно (заявление было сделано на расширенном заседании ученого совета музея 10.02.2010)».
Однако из протокола упомянутого заседания следует, что господин Кильдюшевский вовсе не делал таких заявлений. Отвечая на уточняющий вопрос Александра Марголиса о том, могли ли, помимо обнаруженных в расстрельной яме останков 16–17 человек, в этой могиле быть и другие, случайно уничтоженные ковшом экскаватора при прокладке траншеи, Владимир Кильдюшевский сказал:
«Там был снят слой грунта. Часть черепов верхних захоронений сломаны, и сложно говорить, сколько там человек. Поэтому и говорим 16–17. Вряд ли их больше. Траншея затронула только часть захоронений».
Таким образом, комментарий археолога касается одной обнаруженной в декабре братской могилы. Из его слов вовсе не следует, будто на Кронверкском полигоне «других захоронений быть не должно», а следует ровно противоположный вывод. Далее в протоколе зафиксировано, что Владимир Кильдюшевский оценивает зону необходимых изысканий, где могут быть обнаружены и другие останки, как «территорию площадью 2–3 тысячи квадратных метров». А его коллега Олег Иоаннисян поясняет, что на такие раскопки потребуется не один год.
Но и после заседания ученого совета, согласившегося с доводами ученых, строительство парковки вовсе не прекращается, а идет с опережением работ археологов (они до сих пор не приступили к изысканиям, несмотря на заявленное Колякиным в письме Ковалеву обещание начать их с 20 мая). Пока на археологические работы так и нет разрешения КГИОП.

Аркадий Небольсин
Аркадий Небольсин


Меньше правды в одни руки
Чтобы внести ясность в вопрос о том, что же на самом деле происходит под стенами Петропавловской крепости, пресс-клуб «Зеленая лампа» предложил журналистам встретиться с экспертами непосредственно на месте. Казалось бы, руководство Музея истории Петербурга заинтересовано в том, чтобы положить конец всем домыслам (в распространении которых оно упрекает прессу) и показать, где что, предъявив зримые доказательства исполнения наложенного запрета на производство строительных работ в зоне намеченных археологических изысканий.
Но, очевидно, директор крепости предпочитает скрывать правду, предлагая вместо доказательств довольствоваться пресс-релизами музея. Его служба безопасности запретила пройти на территорию Заячьего острова трем съемочным группам (НТВ, СТО и Пятого канала). Журналисту Медиа.С-Пб, дозвонившемуся до господина Колякина, Александр Николаевич рявкнул, что находится на совещании, и бросил трубку. Пресс-секретарь музея Ольга Скоробогатая разъяснила столпившимся у шлагбаума журналистам, что съемка на Заячьем острове допустима только с санкции руководства крепости — это-де установлено сочиненным директором музея распоряжением. На вопрос о том, почему в то же время прогуливающиеся по острову граждане беспрепятственно снимают все вокруг на фото- и видеокамеры, последовал ответ: «Туристам можно, а журналистам — нельзя».
Как замечает на это председатель совета Института развития свободы информации Иван Павлов, механизм согласования допуска прессы на территории музеев вводится не для того, чтобы запрещать, а чтобы разрешать.
— Почему нельзя было прямо на месте согласовать съемку на территории Петропавловской крепости? — недоумевает эксперт. — Если пришли съемочные группы, посмотрите технику, выдайте сопровождающего — и все!
Однако господин Колякин предпочел следовать иным традициям, очевидно полюбившимся ему еще со времен работы в райкомах, горкомах и обкомах.

Святотатство
А потому проводить пресс-конференцию пришлось на другом берегу Кронверкского канала. Президент Международного общества по спасению русских памятников и ландшафтов, советник по делам России президента ICOMOS Густаво Араоса 77-летний профессор Аркадий Небольсин, специально прилетевший из Нью-Йорка, был вынужден на больных ногах возвращаться от Головкина бастиона к ожидавшим его за пределами острова корреспондентам. Инцидент с воспрепятствованием в работе съемочным группам Аркадий Ростиславович охарактеризовал как «удивительное безобразие». Делясь впечатлениями о сооружении парковки, советник главы ICOMOS сказал:
— Я в ужасе. Считаю, что это святотатство. И я говорю от имени ваших соотечественников. Дворянское общество в Нью-Йорке и другие организации очень взволнованы.
По мнению Аркадия Небольсина, здесь должна быть не автостоянка, а памятное место — «нечто вроде небольшого мемориального захоронения и скромный крест, который бы соответствовал окружающей лаконичной архитектуре».
Напомним, что еще в 2007 г. с аналогичной просьбой к губернатору города обращался почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин. Однако Смольный ответил отказом, сославшись на то, что даже скромный деревянный крест или мемориальная доска — как «изменяющие внешний облик Петропавловской крепости, памятника федерального значения» — не могут быть установлены «в соответствии с требованиями действующего законодательства». Очевидно, руководство культурной столицы, в то же время давшее старт сооружению на этом месте автостоянки, сочло парковку нескольких сот автобусов и машин меньшей помехой для восприятия памятника.
В том, что извлеченные из обнаруженной зимой расстрельной ямы останки принадлежат и расстрелянным в крепости Великим князьям Романовым, практически нет сомнений. Касаясь темы проводимой судебно-медицинской экспертизы, сопредседатель петербургского ВООПИиК Александр Марголис сообщил:
— Первые результаты мне известны. Я не уполномочен их оглашать, это сделает судмедэксперт Попов, ведущий эту работу. Могу только сказать, что эти первые результаты не опровергают стартовую гипотезу, а подтверждают ее.
При этом, как отметил Марголис, появившаяся к весне подъездная дорога пролегла через участок, где археологи могли найти новые человеческие останки.
По словам Владимира Кильдюшевского, с февраля и по настоящее время строительные работы велись без предписанного законом археологического сопровождения. Теперь, если в ходе изысканий выяснится, что интересующий ученых слой заходит под самовольно проложенную дорогу, ее придется разбирать.
Столь удивительная последовательность работ представляется, мягко говоря, странной. Возникает ощущение, что господин Колякин страстно увлечен самим процессом освоения бюджета. Владимир Кильдюшевский не исключает, что в ходе изысканий могут обнаружиться «сплошные захоронения», и тогда «для проведения тщательных археологических исследований потребуется больше чем два-три полевых сезона».
Аркадий Небольсин сообщил, что проинформировал о происходящем в Петропавловской крепости министра иностранных дел Сергея Лаврова, с которым встречался на днях в Москве.
— Конечно, вопрос сооружения парковки не в ведении господина Лаврова, — заметил профессор. — Но он, как человек высокой культуры, очень образованный, понимает всю серьезность возникшей проблемы.
Впрочем, предстоящие похороны скончавшейся в Мадриде великой княгини Леониды Георгиевны могут распространить означенную проблему и на сферу ответственности Министерства иностранных дел. Скандал со всей очевидностью способен выйти на международный уровень.
Как ожидается, на похороны Леониды Георгиевны (намеченные на 3 июня), завещавшей упокоить ее рядом с супругом в усыпальнице Петропавловского собора, прибудут — помимо руководителей государства, посланцев европейских королевских домов и русских дворянских фамилий — глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна, ее сын Георгий Михайлович. Можно представить, каким шоком станет для представителей семьи Романовых любезное приглашение Александра Колякина припарковать авто на месте расстрела и захоронений их предков.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Александр КУЛЕБЯКИН и Михаила МАСЛЕННИКОВА


Кстати
Леонида Георгиевна происходила из рода Багратионов-Мухранских, ее отец князь Георгий Багратион-Мухранский был главой грузинского царского дома. В 1948 году Леонида Георгиевна заключила брак с главой российского императорского дома великим князем Владимиром Кирилловичем, скончавшимся в 1992 году и похороненным в усыпальнице собора Петропавловской крепости.

Прямая речь

— Романовы всегда были связаны с Россией, и место погребения Леониды Георгиевны — рядом с супругом. Я был знаком с ней еще в советское время, отношение к Леониде Георгиевне и в Грузии всегда было теплое, она представляла грузинское дворянство за рубежом.

Василий ТЕРЕНТЬЕВ, предприниматель, провозгласивший себя «исполняющим обязанности императора Великой Российской империи»
— Я очень рад и даже счастлив, что останки еще одной великой княгини вернутся в Россию. Это особенно важно теперь, когда нынешние неокоммунисты из «Единой России», поддерживаемые старыми функционерами КПСС и ВЛКСМ, восстанавливают свергнутые народом памятники Ленину, что имело место в прошлом году в Царском Селе, и в апреле этого года в Петербурге у Финляндского вокзала. В Россию рано или поздно должна вернуться православная монархическая власть.