Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Экскаватор против археологов

22 апреля 2010 10:00

У места массовых расстрелов жертв красного террора в Петропавловской крепости продолжают строить парковку — несмотря на запрет КГИОП. Руководство охранного ведомства заявляет, что для него это неожиданная и неприятная новость, директор Музея истории Петербурга настаивает, что сооружение парковки и не возобновлялось вовсе.

Красное колесо припаркуется в Петропавловке





Проделки сказочных гномов
Принимать на веру слова директора крепости всегда было непросто. В феврале Александр Колякин убеждал журналистов, что все работы остановлены и даже воскликнул в сердцах: «Да пропади она пропадом, эта стоянка!» — нисколько не смущаясь тем фактом, что по пути на созванную им пресс-конференцию представители СМИ зафиксировали занятых мощением людей в спецовках, самосвалы и трактор.
На минувшей неделе корреспондент «Новой» обнаружил у Кронверкской протоки шесть маневрирующих единиц строительной техники и с десяток рабочих, занятых укладкой плитки и обустройством подъездной дороги. К зиме она еще только намечалась — за прошедшие месяцы вполне материализовалась на участке от Кронверкских ворот к Головкину бастиону (не иначе добрые гномы постарались). По сравнению с положением дел на февраль заметно увеличилась и замощенная площадь. Однако директор музея продолжает настаивать, что ничего нового не происходит, подрядчик лишь исправляет те огрехи, которые допустил еще зимой:
— Когда сошел снег, стали видны изъяны — где-то плитка некачественная, где-то бордюрный камень криво лег… Так что это никакое не возобновление работ, а продолжение тех, что были сделаны до 28 декабря, — уверяет господин Колякин.
Интересно, с каких пор для замены отдельных тротуарных плиток требуется задействовать экскаваторы и прочую тяжелую строительную технику?
На прямой вопрос о том, отдавал ли он распоряжение продолжить сооружение автостоянки, директор музея отвечает негодующей тирадой:
— Что значит я распорядился?! Я им не начальник. С таким же успехом я могу распорядиться строить космодром! Повторяю, компания «Возрождение» осуществляет только предусмотренное контрактом исправление недоделок.
В ЗАО «ПО «Возрождение» не согласны с такой интерпретацией их деятельности.
«Компания «Возрождение» в своей работе не допускает ошибок, на исправление которых требуется длительное время», — заявляют в отделе по связям с общественностью. Там признают, что форс-мажорные условия минувшей зимы внесли серьезные коррективы в график работ — устройство подъездной дороги велось в холодное и снежное время, и теперь, в частности, приходится устранять последствия просадок грунта.
Едва ли заказчик не понимал, что суровая зима — не самое подходящее время для дорожных работ и что весенние подвижки оттаивающего грунта неминуемо обеспечат все те косяки, которые теперь он пытается навесить на исполнителя. Но, видно, шибко торопился. Хотя еще в феврале ему было выдано предписание остановить ВСЕ работы. И на тот момент, напомним, подъездной дороги еще не существовало.
Со слов рабочих, дана установка сдать объект к майским праздникам. К каким именно, правда, они уточнить не смогли — одни связывали этот «подарок» с Днем Победы, другие с Днем города.

Невостребованное покаяние
Напомним, инициированный директором Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александром Колякиным проект автопарковки получил необходимые согласования еще в прошлом году. Несмотря на горячие протесты экспертов, правозащитников и обращения к губернатору почетного гражданина Петербурга Даниила Гранина, призывавших объявить мемориальной территорию у Головкина бастиона, где совершались массовые расстрелы жертв красного террора. Начиная с 1980-х при производстве тех или иных земляных работ здесь то и дело находили человеческие кости. В декабре 2009-го ковш экскаватора наткнулся на очередную страшную находку. О ней тотчас известили прокуратуру и археологов. Исследователи под руководством старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Владимира Кильдюшевского извлекли из земли останки 17 человек, фрагменты одежды, нательные кресты и медальоны тонкой работы, стреляные гильзы. По словам Владимира Кильдюшевского, обнаруженные находки позволяли с большой уверенностью предположить, что в этой братской могиле лежат не юнкера и младшие офицеры, а «более взрослые и не совсем простые люди», возможно, среди них могут быть и четверо великих князей, убитых на территории крепости зимой 1919 года.
Кощунственная стройка на костях вызвала большой общественный резонанс. В феврале ситуация с реализацией этого проекта была рассмотрена на Совете по сохранению культурного наследия. Подводя итог тому заседанию, председатель КГИОП Вера Дементьева пообещала инициировать обращение в прокуратуру и приостановить все работы до завершения исчерпывающих археологических изысканий. Затем соответствующее предписание КГИОП выдал руководству музея. 10 февраля состоялось расширенное заседание ученого совета музея (с участием специалистов КГИОП, ВООПИиК, Государственного Эрмитажа, НИЦ «Мемориал» и Международного фонда им. Д. С. Лихачева), на котором было принято решение о создании межведомственной рабочей группы. Ей надлежало составить план археологических изысканий. По оценкам Владимира Кильдюшевского, предстояло обследовать территорию площадью не менее 3 тысяч кв. м.
— Совершенно очевидно, что тут расстреливали очень многих. И я думаю, что здесь находится еще не одно захоронение. Нужно уже поставить точку над «и» и покаяться перед жертвами красного террора. Это будет благо для всего народа, в том числе для идеи национального единства, — убеждал ученый.

Перемалывая заново
Как рассказал «Новой» эксперт созданной межведомственной рабочей группы Олег Иоаннисян, за прошедшее время она собиралась дважды, был выработан план действий, проведены переговоры с профильными вузами, достигнуты договоренности о привлечении к раскопкам (на безвозмездной основе) студентов-практикантов.
— Мы, специалисты рабочей группы, тоже, разумеется, работаем бесплатно, — пояснил Иоаннисян. — Вообще затраты на эти археологические изыскания постарались спланировать минимальные.
Сообщение о том, что действия по обустройству парковки возобновлены, оказалось для Олега Михайловича полной неожиданностью:
— Последний раз мы собирались несколько недель назад, но ни слова о продолжении этого строительства нам сказано не было, — удивляется эксперт.
В КГИОП нам подтвердили, что выданный им акт о приостановке работ никто не отменял, никаких разрешений на их возобновление комитет не выдавал. Оговаривалось, что они не будут продолжены до тех пор, пока не завершатся археологические исследования и не утвердят откорректированный проект. Предписывалось, в частности, заменить сплошное мощение на экологическое (с фрагментарным сохранением газонов), проработать организацию уклонов покрытия (с учетом оптимальной организации дождевых стоков), изменить расположение подъездной дороги (проложив ее не напрямую, как хотели изначально, а следуя ранее существовавшей трассировке). До сих пор откорректированный проект не согласован КГИОП.
Несмотря на это, продолжали рыть траншеи, протягивать коммуникации, укладывать плитку, был сделан так называемый технологический пирог под новую дорогу, осуществлялась подсыпка и утрамбовка щебня. Научные сотрудники крепости недоумевают — как теперь, под заново устроенной дорогой и замощенными площадками, вести раскопки?! Олег Иоаннисян категоричен:
— Значит, будут снимать все, что несанкционированно закатали.
На этой неделе, выступая на проходившей в городском парламенте конференции по вопросам сохранения историко-культурного ландшафта Петербурга, Олег Иоаннисян доложил о возобновившихся на Заячьем острове работах, сопроводив свое выступление фотографиями с места событий. По его словам, присутствовавшая на конференции Вера Дементьева была изумлена этой «неожиданностью» и пообещала принять меры.
Кстати, в минувшую субботу Вера Дементьева вместе с Валентиной Матвиенко побывала в крепости. В присутствии губернатора, под карильонное исполнение «Боже, царя храни», на купол Великокняжеской усыпальницы вернули крест. Расчувствовавшаяся Валентина Ивановна произнесла представлявшиеся ей приличествующими случаю слова — о том, что кресты, мол, как и сфинксы, защищают Санкт-Петербург. Заметила ли градоначальница культурной столицы, что при этом совсем рядом, в нескольких шагах, утрамбовывают землю, смешанную с костями великих князей и десятков других жертв красного колеса?..

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Александра КУЛЕБЯКИНА