Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Образ кремлевской мечты

5 апреля 2010 10:00

Мало кто в либеральной среде воспринимает всерьез объявленную Дмитрием Медведевым «модернизацию». Разговоры об этом начинании ходят все больше анекдотические, как в свое время о хрущевской затее «коммунизм через 20 лет». С другой стороны, то же самое поначалу думали и о горбачевской перестройке… О том, к чему должна вести модернизация, если уж действительно браться за рога этого быка, обсуждали в гостинице «Рэдиссон САС» на круглом столе, посвященном докладу ИНСОРа «Россия ХХI века: образ желаемого завтра». Встреча была организована самим Институтом современного развития (ИНСОР), центром «Стратегия» и отделением прикладной политологии петербургского филиала Высшей школы экономики.

ИНСОР презентовал доклад о желаемых итогах модернизации





Инновациями неофеодализм не модернизируешь
Презентацию доклада ИНСОРа провел руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.
— Это даже не доклад, а эссе; политическое кредо, — пояснил Евгений Шлемович. — Ничего нового мы не изобрели, да и не ставили такой цели: все абсолютно банально. Просто хотелось свести воедино все то, что мы считаем идеальным будущим России. Отсюда и возникло слово «образ».
В целом доклад представляет собой расхожее представление о том, каким должно быть либерально-демократическое государство без дополнительных эпитетов вроде «суверенный».
«Главный ресурс — творческий потенциал, энергия и инициатива человека».
«Обязательное условие модернизации — обновление политической системы», но не революционное.
«Стратегия дерегулирования» — государство отдает контроль над теми сферами, где его быть не должно, в первую очередь в экономике (сократив свое присутствие минимум в два раза), и занимается по-настоящему своими делами: например, социальной политикой.
При этом важно не поддаваться иллюзии, что «модернизировать» можно нынешнее неофеодальное общество при помощи инноваций — потому что тут всерьез нужно всю систему менять.
Модернизацию можно будет считать оконченной, только когда появится общественный консенсус о том, что она успешно завершилась.

Ликвидировать МВД!
Политические изменения, на которых настаивает ИНСОР, фактически возвращают Россию к тому состоянию, которое было до прихода Путина: возврат выборов губернаторов, выборов Думы пополам по партспискам и одномандатным округам. И даже больше демократизации: Верхняя палата парламента, как считают ученые, тоже должна избираться всенародно.
Уделено внимание и гражданскому обществу: предлагаются уведомительный характер регистрации НКО и отказ от любых видов контроля СМИ со стороны государства.
Радикальные реформы предполагают полную ликвидацию МВД, чтобы затем раздать его функции другим ведомствам. Охраной порядка будет заниматься местная муниципальная милиция, начальников которой желательно избирать, как шерифов в США. Серьезные преступления должна расследовать федеральная полиция.
Внутренние войска МВД превращаются в национальную гвардию с функциями МЧС. Вместо ФСБ — Служба контрразведки с соответствующим усечением функций и возможностей. Армия сокращена в два раза и комплектуется исключительно на добровольной основе.
Во внешней политике — сближение с ЕС с перспективой безвизового и бестаможенного режимов, а также, возможно, даже вступление в НАТО — при условии существенного изменения как России, так и самого НАТО.
— Сейчас мы имеем дело с кризисом управления как государством, так и общественно-политическими процессами, — считает Евгений Гонтмахер. — Поэтому и изменения должны вноситься именно в структуру управления.
Двигать же эту модернизацию, по мнению эксперта, должны будут люди, у которых накопилась «позитивная неудовлетворенность».
— Конечно, Медведев в плане модернизации делает недостаточно, — заявил, отвечая на вопрос коллег, Евгений Шлемович. — Но рано или поздно и до власти дойдет, что это надо делать, потому что иного выхода нет. Запас прочности уменьшается, и если пока что взрывоопасные точки, такие как Пикалево, можно будет затушить деньгами, то через несколько лет весь запас этих денег кончится и задабривать людей будет нечем.

Как проехать?
Спикером номер один на круглом столе стал член совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, председатель Института современного развития Игорь Юргенс.
По его словам, ИНСОР возник на базе института, занимавшегося анализом нацпроектов для Дмитрия Медведева еще до избрания его президентом. Однако при этом обсуждаемый доклад вовсе не был заказан властью и создан ИНСОРом по собственной инициативе.
— Доклад, который мы представляем — это образ России, такой, какой хотим ее видеть мы и еще 15–20% населения — либералов, — пояснил Игорь Юргенс. — Создав этот образ, мы поняли, что это желаемое будущее, но как пройти к нему, неизвестно! И тогда мы начали создавать «дорожные карты». Две недели назад закончили первую карту: как вести себя России в СНГ (как раз к моменту, когда Дмитрий Медведев стал председательствовать в СНГ).
Также, по словам Игоря Юрьевича, сейчас ИНСОР готовит еще несколько таких же обзоров: по архитектуре финансовых рынков (чтобы финансовая система страны стала самостоятельной и была, например, одной из опор во время кризисов), по регионально-пространственному развитию России (из-за неравномерного развития и расселения Россия перестала быть единым пространством, в результате чего есть опасность ее дезинтеграции; возможное решение — сделать значительную часть территории РФ мировым заповедником по примеру Канады).
— Дальше пойдем по всему списку: как Россия должна взаимодействовать с НАТО и ЕС; во внутреннем развитии — о двух путях демократизации, сверху и снизу, как направить их навстречу друг другу, — рассказывал Юргенс. — В итоге этой работы получится документ «Стратегия-2012», который мы предоставим следующему президенту России, кто бы им ни стал.

«ЕР» придется отказаться от административного ресурса?
В целом из слов Игоря Юрьевича картинка вырисовывалась достаточно благостная. Однако у слушателей нарисованные им перспективы вызывали скепсис.
— Что Медведев уже сделал в движении по предложенному вами пути? — спросила яблочница, советник председателя Совета Федерации Наталия Евдокимова.
— Он сказал Слово! — отвечал Игорь Юргенс. — Это и общение с «Новой газетой», и неоднократная демонстрация намерения изменить ситуацию. Дальше пойдет и дело.
По мнению Юргенса, действовать в этом направлении власть заставит… инстинкт самосохранения.
— Социальный контракт, существовавший в нулевые: элита народу — хлеб, народ элите — власть, — больше не действует. Выход из кризиса не завершен: слишком велик в стране уровень безработицы, и напряжение в обществе растет, — считает эксперт. — При этом среди самой элиты есть как охранители — ТЭК, ВПК, силовики, — так и прогрессивные силы, понимающие, что ситуацию надо менять, в первую очередь экономисты. В той же «Единой России» есть лидеры, понимающие необходимость перемен, мы не то чтобы работаем в одной спайке, но взаимодействуем.
По мнению Игоря Юргенса, все, что сейчас нужно, чтобы запустить механизм модернизации, — это соблюдение закона о выборах. Тогда вернется политическая конкуренция, а за ней и экономическая, и заработают законы рынка. Конечно, для этого нужна политическая воля — не использовать административный ресурс: тут элите придется принять принципиальное решение. И конечно, нужны гарантии сохранения собственности: только не опасаясь рейдерства, бизнесмены начнут вкладывать деньги в России.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Карикатура Виктора БОГОРАДА