Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Взрывные волны

1 апреля 2010 10:00

Ничего нового, ничего неожиданного. Все последствия московских терактов легко было спрогнозировать. Милицейское усиление в крупных городах России. Повышенные меры безопасности в метро, общественном транспорте, аэропортах и на вокзалах. Призывы населения к бдительности, чаще всего выходящие боком. Повальные сигналы о подозрительных предметах и ложных заминированиях, усиление националистических настроений и оправдание жестких мер. Посулы найти и наказать виновных… Все это мы уже видели. Жаль только, что после терактов и никогда — до. Все предсказуемо. А потому и нам наивно ждать, что после этого раза что-нибудь будет иначе.

Власти и силовики реагируют на теракты как всегда — значит все получится как обычно





В 11 утра понедельника губернатор Петербурга Валентина Матвиенко приказала «повысить меры безопасности». С 12 часов в городе ввели милицейское усиление. Люди в серых мундирах принялись изображать бурную деятельность. В порядке профилактики за несколько часов нашли муляж взрывного устройства в подземном переходе на «Садовой», брошенный чемодан на «Ладожской» и «разминировали» по звонкам анонимов три не заминированных станции («Невский проспект», «Гостиный Двор» и «Площадь Восстания»). К вечеру понедельника бесхозные мешки в переходе на «Площади Александра Невского» уже никого не волновали. А утром во вторник на «Сенной» не удалось отыскать ни одного милиционера. Впрочем, с их ролью неплохо справлялись ретивые пассажиры, пинками подталкивавшие к выходу паренька (судя по виду — приехавшего из Средней Азии) с набитыми сумками (скорее всего, спешившего к торговой точке).
— Полностью все предупредить, всему воспрепятствовать и все пресечь — невозможно, — в интервью «Новой» прокомментировал ситуацию экс-глава (бывший начальник) ГУВД Петербурга и Ленобласти Аркадий Крамарев. — Это не выходило ни у какой страны, ни в какое время. Ни в Израиле, ни в США, хотя там спецслужбы вряд ли работают на таком уровне, как наши. Их уровень явно выше. Тем не менее ничего подобного и у них не получается. Если где-то и промахнулись наши спецслужбы, это станет понятно, когда мы узнаем всю картину преступления. Просто сказать: раз случился теракт — значит прозевали спецслужбы, ушами прохлопали. Такой вывод лежит на поверхности, но он не много стоит.
Между тем именно этот вывод сделал зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков:

Станция «Лубянка». На следующий день после взрыва
Станция «Лубянка». На следующий день после взрыва


— То, что это недоработка милиции, можно говорить с большой натяжкой. Возможно, какая-то очень небольшая часть вины лежит на ГУВД, но очень небольшая. Это недоработка спецслужб, пропустивших удар…
Разбирательства между ведомствами — кто пропустил теракт — не утратили актуальности даже после его свершения. Вместо скоординированных и общих действий — сотрудники ФСБ и МВД бдели друг за другом.
В ночь на 30 марта в подразделения криминальной милиции ГУВД Петербурга и Ленобласти, а также в УВД на метрополитене поступили ориентировки на лиц, которые якобы подозреваются в терактах и объявляются в розыск. Люди, описанные в ориентировках, действительно были задержаны 30 марта на Крестовском острове. Но в то же время в милицию прилетела новая директива: о том, что задержанных можно отпустить и оставить в покое. Они не террористы. По данным источников в силовых структурах, спецслужбы «провели учения» для правоохранительных органов — чекисты просто проверили милиционеров на бдительность.
О крупной недоработке милиции и спецслужб в голос заговорили и петербургские депутаты всех фракций. О собственных недоработках законодатели всех уровней умалчивали. В Госдуме лишь между делом вспомнили, что надо бы вернуться к работе над законом о борьбе с терроризмом.
Вечером 30 марта Владимир Путин поручил спецслужбам «выковырять террористов со дна канализации». Зачем искать так глубоко? В Кремле и Белом доме поиск виновных нужно начать с того, что подойти к зеркалу…

Нина ПЕТЛЯНОВА


Справка «Новой»
В Петербурге еще в 2004 году в отделении ядерной энергетики ЦНИИ им. Крылова был создан эффективный прибор для обнаружения всех видов взрывчатки, заключенной даже в полностью герметичный контейнер. Как показали испытания, проведенные пять лет назад, пятикилограммовый заряд тротила прибор обнаруживает за секунду, 30 секунд ему требуется, чтобы «увидеть» 100 граммов взрывчатки. Габариты устройств (ширина — 2 м, высота — 130 см) позволяют установить их на каждой станции метро. Однако, как отмечает главный конструктор этого прибора Андрей Лайкин, в России так и не нашлось денег для того, чтобы оснастить ими станции метрополитена. Силовые структуры, по словам разработчиков, отказались от массового применения ноу-хау из-за его дороговизны: один экземпляр стоит около 150 тысяч долларов. Единственный такой комплекс установили в аэропорту Пулково накануне 300-летия Петербурга. Кроме того, в том же 2004 году петербургские ученые были готовы разработать устройство для обнаружения поясов шахидов. Источник финансирования этих работ до сих пор не найден.

Прямая речь
Сергей ЛИТВИНЦЕВ, главный психиатр Санкт-Петербурга (из интервью информационному агентству «Балт-Инфо»):
— По моему мнению, число стычек на почве национальной розни увеличится. Недоверие к кавказцам возрастет. Люди станут подозрительнее и тревожнее. Возможно, у кого-то обострятся на нервной почве хронические заболевания, активизируются телефонные шутники, увеличится число истерик и обмороков, но незначительно.

Иса УМИЕВ, руководитель чеченской диаспоры в Петербурге:
— Избиения кавказцев в московском метро — это все же первая реакция людей, которые находились в состоянии аффекта. К масштабным конфликтам эти действия не приведут. Мы, выходцы из Чечни, являемся законопослушными гражданами. Но понимаем, что в связи с терактами на нас будет направлено пристальное внимание, мы к этому готовы.