Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лопухинский сад — зоны поражений и побед

15 марта 2010 10:00

Этот участок зеленых легких вырежут в интересах инвестора

Валентина Матвиенко подписалась под представленным ею механизмом легализации незаконного захвата территории общего пользования. Граждане ответили акциями протеста и призывами отправить губернатора в отставку



Этот участок зеленых легких вырежут
в интересах инвестора


От общего — к частному
На минувшей неделе депутат Сергей Малков получил наконец ответ губернатора на свой запрос по Лопухинскому саду. Напомним, парламентарий ставил перед главой города три вопроса: давала ли она поручение сократить территорию Лопухинского сада, будет ли проведено разбирательство в отношении допустивших такое сокращение чиновников и когда разработают и утвердят границы зон охраны памятника «Лопухинский сад». Трехстраничное послание Валентины Матвиенко не содержит ответов ни на один из них.
Анализируя содержание этого письма, директор Центра ЭКОМ Александр Карпов замечает:
— По сути, это длинная отписка, объясняющая, каким образом предполагается легализовать осуществленный захват территории общего пользования. И эта предложенная губернатором схема скреплена ее личной подписью.
Депутат Малков, очевидно посчитав продолжение такого диалога с Валентиной Матвиенко бесперспективным, предпочел дальше искать ответы на свои вопросы с помощью прокуратуры. В своем обращении в надзорное ведомство Сергей Малков сообщает: часть территории сада была продана в нарушение федерального законодательства. Правительство Санкт-Петербурга, как следует из ответа губернатора на депутатский запрос, не собирается принимать мер для устранения этого нарушения, а готовит предложения по сокращению территорий ЗНОП — в результате которых, в частности, площадь Лопухинского сада должна сократиться почти на полтора гектара. «Указанные предложения в Законодательное собрание Санкт-Петербурга не вносились, не рассматривались и юридического значения не имеют, — отмечает парламентарий. — И меня как депутата, и горожан интересуют не попытки чиновников легализовать незаконную сделку, а восстановление прав граждан и защита общественных интересов».
Свое обращение к прокурору Петербурга Сергею Зайцеву депутат завершает просьбой провести проверку изложенных фактов и в случае их подтверждения обратиться в суд в защиту интересов неограниченного круга лиц; и если приватизационная сделка прямо противоречит требованиям закона — подать иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки.



Отряд дементоров Веры Дементьевой
Действия городских органов власти вызывают у Александра Карпова ощущение, что там действует отряд дементоров (мифических существ, уничтожающих все положительные эмоции человека и с поцелуем высасывающих его душу):
— Они все свои усилия направляют на то, чтобы высосать историческую память, дух города, радость от проживания в нем. И возглавляет этот отряд, как ни печально, дементор из КГИОП, что своими решениями узаконивает такие противоправные действия, — завершает свою аналогию Карпов.
Граждане, не доведенные еще пока до состояния полного бесчувствия, в минувшую субботу вышли на акцию в защиту Лопухинского сада от застройки. Народу собралось в десять раз больше, чем на недавнем мероприятии, проведенном созданной в виртуальном пространстве группой Галины Бокашевской, ратующей за соглашение с застройщиком под лозунгом «спасения» сада на его средства. Настрой участников нынешней акции был самым решительным — никаких компромиссов с оккупантами, родной земли не отдадим ни пяди.
Представитель местных жителей, отец троих детей Михаил Стасюков напомнил, что именно здесь, на этом берегу Малой Невки, русские войска дали отпор шведской армии, стоявшей на Каменном острове:
— За всю историю города это был самый близкий бой к центру Петербурга, тогда еще только зарождавшегося. Но наши войска отстояли его. И мы тоже отстоим этот сад. Лопухинский — душа Петроградской стороны, малая родина многих из нас. И когда у нас отбирают часть души безнравственные застройщики, они тем самым наносят вред нам, нашим детям. Да и самим себе, ведь даже если им удастся реализовать свой замысел, это черное дело непременно скажется и на их бизнесе, и на их судьбе, — не сомневается Михаил. — Потому что преступления против нравственности не остаются безнаказанными. Но мы не отдадим капиталу свою душу!

Аномальная зона
По мнению активиста «Живого города» Андрея Воронцова, сегодня в Петербурге любое приглянувшееся инвестору место сразу объявляется депрессивным. Там будто появляется аномальная зона, где не действуют никакие законы.
— Влияние такой зоны распространяется далеко за ее пределы — ответственные чиновники враз забывают о своих должностных обязанностях, о законах и ранее данных обещаниях, а из-за каждого дерева им мерещится добрый взгляд Франклина, — полагает Воронцов. — Более того, они пытаются и окружающих убедить в отсутствии каких-либо законов на этой территории. Сейчас такой зоной стал объект культурного наследия Лопухинский сад, одновременно являющийся территорией зеленых насаждений общего пользования. Он очень приглянулся компании RBI. И вот начальники городских комитетов и сама Валентина Ивановна уже скармливают любителям зелени градостроительную документацию…
Известный правозащитник художник Юлий Рыбаков убежден, что принятые КГИОП решения, лишающие охранного статуса часть Лопухинского сада, это «очевидный заказ бизнеса, не сочетающийся ни с культурой, ни с законами нашего города».
— На протяжении ряда лет власти Петербурга предприняли ряд усилий, чтобы ценой разрушения Лопухинского сада удовлетворить желание застройщика построить на месте водно-моторной станции многоэтажный отель. Для этого либо меняли законы под инвестора, либо грубо их нарушали. Происходящее здесь, в Лопухинском саду — наглядное подтверждение того, что руководство города действует не в интересах Петербурга, не в интересах его жителей, его казны (в чем выгода от продажи золотого куска сада по цене 60 рублей за квадратный метр?!). Не заботясь ни о культурном наследии Петербурга, ни о его зеленых легких, ни о подрастающем поколении, у которого отбирают возможность нормально развиваться и заниматься спортом, обслуживают интересы застройщика. Если власти города не желают действовать в интересах горожан, если власти не в состоянии добиваться следования закону, то мы, граждане, должны сами защищать свои права и свой город, — убежден Рыбаков.
Выступления Юлия Рыбакова и других ораторов (лидера «Зеленой волны» Михаила Новицкого, координатора Движения гражданских инициатив Евгения Козлова, директора института «Коллективное действие», научного сотрудника института социологии РАН Карин Клеман, представителя ВООПИиК Людмилы Семыкиной) были поддержаны дружным скандированием: «Матвиенко — в отставку!»

Лопухи остались не у дел
По завершении митинга все желающие смогли принять участие в импровизированном конкурсе — «Попади на территорию водной станции, не зайдя прежде в сад». Для наглядности проданный застройщику участок обозначили табличками «Продано» и «Стоп! Частная территория!», отметив его границы сигнальными полосатыми лентами с надписями «Конец сада».
Эта визуализация масштабов осуществленного захвата произвела на граждан сильное впечатление. Одни никак не могли поверить, что площадь будущей застройки настолько превышает скромные владения бывшей базы водников — а захватывает еще и спортивную площадку, изрядный кусок сада с газонами и аллеей, отсекая подступы к восточной калитке в ограде. Другие, свирепея, готовы были вступить в бой с захватчиками (приняв было за них развешивающих оградительные ленточки молодых людей). Третьи требовали вызвать сюда Валентину Ивановну, чтобы та «протерла глаза и объяснила, как то, что находится внутри сада, может быть не садом, а чем-то рядом» (именно так, напомним, губернатор объяснила отказ от ранее данного обещания не допустить здесь никакой застройки).
Поскольку условиями конкурса попытки десантирования в зону водной станции с воды или воздуха не засчитывались, главный приз — аптечная упаковка корня лопуха — так и остался невостребованным.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Александра КУЛЕБЯКИНА