Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пятиминутка ненависти к петербургу

24 сентября 2009 10:00

Ни вопросов, ни дискуссий, ни сомнений — в обстановке полного единодушия городское правительство на заседании во вторник разрешило газпромовскому монстру отклониться до 403-метровой (с учетом цокольного этажа) высоты.

Смольный взял высоту «Охта-центра»





Единогласно
Пустое сердце бьется ровно: губернатор Валентина Матвиенко заявила на заседании, что по этому поводу уже столько сказано, что комментарии излишни и что «все юридические вопросы выдержаны строго в соответствии с законодательством».
Что ж, это профессиональное: и в комсомоле, и в партии, где градоначальница проходила управленческую школу, первым делом учили не краснеть и объявлять черное белым, если так приказало начальство.
Обычно на заседании правительства не голосуют — но на сей раз сделали исключение: на этом настояла губернатор. И это старая советская традиция (и она же — закон банды): все должны быть повязаны, уклониться не удастся никому, господин дракон велел сказать, что всякое колебание будет наказано как ослушание…
Не ослушался никто: все тринадцать присутствующих членов правительства голосовали за. Валентина Матвиенко, Михаил Осеевский, Юрий Молчанов, Алексей Сергеев, Роман Филимонов, Алла Манилова, Валерий Тихонов, Олег Виролайнен, Сергей Бодрунов, Дмитрий Буренин, Светлана Штукова, Михаил Бродский, Владислав Пиотровский. Двое — Людмила Косткина и Александр Вахмистров отсутствовали из-за отпусков.
На все ушло ПЯТЬ МИНУТ: тратить больше времени на чудовищное для Петербурга решение не сочли нужным.
В десять утра, открывая заседание правительства, губернатор спросила, есть ли замечания по повестке дня, и услышав, что нет, объявила ее утвержденной. Вопроса об «Охта-центре» в ней не было. Тем не менее в конце заседания он вдруг появился — в рамках пункта «утверждение проектов планировки и межевания территорий» (!). Впрочем, к смольнинскому методу работы (особенно когда речь идет о нежно любимом там газоскребе) мы привыкли: оно уже не удивляет.
— Решены ли все юридические вопросы? — поинтересовалась губернатор у председателя Юридического комитета Анны Митяниной и у вице-губернатора Романа Филимонова и получила соответствующие заверения: все законно.
С инженера-электрика по основному образованию г-на Филимонова спрос, в общем, невелик. Но как после этого называть г-жу Митянину юристом? Или Градостроительный кодекс, Правила землепользования и застройки и Закон о зонах охраны объектов культурного наследия неведомы главе подразделения, которое в Смольном именуется Юридическим комитетом? Убедиться в вопиющем противоречии решения об отклонении всем этим правовым актам было несложно — но советские юристы недаром были приучены не выполнять закон, а оформлять волю начальства. Прошлое возвращается — и вместе с ним возвращаются и его традиции…

Ведают, что творят
Впрочем, известное «прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» — это не про тех, кто с «наглой улыбкой обесчещенного» (как писал Фазиль Искандер) голосует за «Охта-центр».
Эти — ведают. Они прекрасно знают, что творят беззаконие. Они знают, что закон не дает ни единого основания для разрешения на отклонение для «Охта-центра». Они знают, что виднейшие деятели науки, культуры, искусства, эксперты и специалисты в один голос твердят о том, что принимать это решение было категорически нельзя. Они знают, к каким последствиям для Петербурга это может привести. Знают — и поднимают руки.
— Ты что, не понимаешь, что решение принято на самом верху? — развел руками высокопоставленный чиновник, присутствовавший на заседании правительства. Можно не сомневаться: когда придется отвечать за содеянное, они будут лепетать, что они не хотели, что их заставили, что они люди маленькие, что у них семьи, дети, что им два года до пенсии, что у них не было другого выхода… У них был выход — сказать: «Я против!» Да, после этого, возможно, пришлось бы расстаться с должностью, но жить в ладу с собственной совестью. Или они и так живут с ней в ладу — даже после такого решения? В таком случае у них очень гибкая совесть. И «дырявые души, прожженные души, мертвые души», как писал Евгений Шварц. И даже если дракон будет убит — они повезут любого, кто возьмет вожжи…
«До того, как постановление было принято, все предусмотренные законом процедуры были проведены. Оппоненты вправе обжаловать это решение», — уверяет пресс-секретарь губернатора Александр Коренников.
Обжаловали, конечно: уже в среду в суд было подано заявление об отмене разрешения на отклонение (его подписали яблочники Михаил Амосов, Максим Резник и автор статьи). И оно, без сомнения, не будет единственным — обращение в суд готовят и ВООПИиК, и центр ЭКОМ, и ДГИ, и «Охтинская дуга», и другие участники «Гражданской коалиции». Обратиться в суд намеревается и депутат ЗакСа Сергей Малков — единственный из парламентариев, входящих в комиссию по землепользованию и застройке, который на ее заседании голосовал против газоскреба.
— Этот безумный проект поддерживается из Москвы, — говорит сопредседатель ВООПИиК профессор Александр Марголис. — Именно поэтому питерские власти так беззастенчиво плюют на законы и хотят заставить нас ощутить тщетность своих усилий: мол, вы, ничтожные людишки, ни в чем не можете нам помешать. Как бы вы ни трепыхались — все будет так, как мы хотим… Но маниакальное упорство, с которым они проводят этот проект, — свидетельство не их силы, а их слабости. Когда у людей не остается никаких других аргументов, кроме подтасовки, лжи, и прямого беззакония, — дела их плохи. Напомню: в семидесятые годы люди, сплотившиеся вокруг Андрея Дмитриевича Сахарова, казались жалкой кучкой идеалистов, которая обречена на поражение. Однако история рассудила иначе. Если мы убеждены в собственной правоте — рано или поздно победа будет за нами и все встанет на свои места. В двадцатом веке это случилось гораздо раньше, чем многими в нашей стране ожидалось, а в двадцать первом темпы развития куда быстрее! Торжество лжи и беззакония, которым сегодня упиваются в Смольном и в Газпроме, оно — мнимое. Потому что в основе их позиции заложена неправда. Мнимое торжество и мнимое единство — вещь заурядная в новейшей истории. И это должно служить предостережением тем, кто сегодня с легкостью становится на сторону сильных, забывая, что не в силе бог, а в правде.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА


Кстати
На том же заседании правительства председатель Комитета финансов Эдуард Батанов заявил, что акции «Охта-центра», на которые получил право город до своего выхода из целевой программы строительства, будут выкуплены Газпромом за 2,96 млрд рублей.
Вложения из городского бюджета (до момента выхода из проекта) составили 4,41 млрд рублей, но, по мнению Батанова, город даже выигрывает, потому что 1,88 млрд из этой суммы составляли безвозвратные субсидии. Полученные от Газпрома деньги город вложит в строительство стадиона на Крестовском острове.
Что же, «безвозвратные субсидии» (на самом деле в соответствии с целевой программой — субвенции) для Газпрома — это сильно. Бюджет Петербурга, субсидирующий государствообразующую компанию — это ни в какие ворота не лезет.
В итоге город подарил Газпрому полтора миллиарда рублей, и совершенно не важно, как называются эти подарки: вложениями в уставный капитал, субсидиями или субвенциями. Суть одна: наши деньги (в бюджете содержатся только деньги налогоплательщиков) ушли в карман газового монополиста. И после этого нам продолжают врать, что «Газпром» будет строить небоскреб на свои кровные?

Из первых рук
Заявление петербургского «Яблока»
Растоптав закон, игнорируя общественное мнение и протесты известнейших деятелей культуры и науки, архитекторов-профессионалов, разработчиков Градостроительного кодекса — правительство Петербурга разрешило Газпрому строить 403-метровый небоскреб.
Это — хамский плевок в душу всем нам, кому дорог исторический облик Петербурга.
Это — стремление показать нам, что мнение холопов ничего не стоит по сравнению с барской волей.
Это — объявление войны обществу и Закону.
Мы принимаем бой.
И будем вести его до победы над вандалами, временно поставленными править нашим любимым городом.
Тех, кто голосовал за это решение — и в первую очередь губернатора Валентину Матвиенко, — ждет неумолимый суд истории. И не только: мы сделаем все, чтобы они ответили и перед обычным судом.
На ближайшем заседании бюро петербургского «Яблока» рассмотрит вопрос о начале кампании за отставку губернатора Матвиенко.
Мы используем все законные средства для того, чтобы это чудовищное решение было отменено.
Мы призываем всех, кому дорог Петербург, каких бы политических взглядов они ни придерживались, объединиться в борьбе за сохранение того, что нам оставили наши предки.
Они защитили Ленинград — мы должны сохранить Петербург!
Это наш долг.
Это наш город!

Председатель петербургского «Яблока» Максим РЕЗНИК