Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Неонацизм в погонах

6 августа 2009 10:00

В правоохранительных органах растет количество представителей ультраправых движений. Об этом говорят правозащитники и сами националисты

Городском суде Петербурга 4 августа состоялись слушания по кассационной жалобе антифашиста Алексея Бычина, приговоренного Куйбышевским районным судом к пяти годам строгого режима за драку на Невском проспекте и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью стажера ОМОНа. Слушания длились минуты три. Жалоба была отклонена, и 23-летний антифашист отправился отбывать срок в исправительное учреждение.
Это дело можно было бы назвать вполне заурядным, если бы не одно но. Омоновец, пострадавший (по версии следствия) от Алексея Бычина, одно время был активистом ультраправой группировки (см. «Новую» № 54 за 2008 год и № 32 за 2009 год).




Патриоты в тяжелом весе
Как сообщает пресс-релиз группы Антифашистской информационной группы, «суд признал фактом то, что пострадавшие шли по Невскому, вскидывая руки в нацистском приветствии». Еще одно любопытное обстоятельство, отмеченное в релизе, но не принятое во внимание Фемидой: согласно результатам медицинской экспертизы, у Алексея Бычина после столкновения с националистами зафиксирована рана на руке, по механизму удара нанесенная осколком стекла. Это может подтверждать версию, что антифашист действовал в целях самозащиты. Впрочем, адвокаты Алексея Бычина в ближайшее время намерены обратиться в Верховный суд РФ, и эти неучтенные предыдущими судебными инстанциями аргументы еще могут им пригодиться.
О случаях причастности сотрудников правоохранительных органов и военных к деятельности националистически настроенных объединений говорилось и прежде. Чего стоит разбирательство 2002 года, выявившее факты проведения тренировок и спецобучения членов Народной национальной партии на базе московского ОМОНа. Однако на том дело не кончилось.
Примерно полтора года назад в Петербурге появилось движение «Сопротивление», во главе которого встал боец-тяжеловес, двукратный чемпион мира по боям без правил версии «Mixfight M1» Роман Зенцов. Будучи личностью незаурядной, он стал пользоваться своими спортивными авторитетом и пропагандировать национал-социалистические идеи, приверженность которым, кстати, никогда не скрывал, как, впрочем, и связь со Славянским Союзом.
Одной из первых акций, после которой журналисты заметили новое движение, стала раздача цветов в обмен на сигареты на Невском проспекте. Вполне безобидное мероприятие, пропагандирующее здоровый образ жизни. Однако в начале июня в интернете появилось видео, на котором Зенцов в компании своих бойцов, одетых в черные футболки с волком — символом «Сопротивления», разъясняют что-то учащимся Кронштадтского морского кадетского корпуса. Что именно — догадаться несложно.
Роман Зенцов подтвердил «Новой», что он и его товарищи проводили акцию в стенах Кронштадтского морского кадетского корпуса, и посвящена она Дню защиты детей. «Нам действительно интересна молодежь и ее умы», — многозначительно сказал Роман.
По его словам, встреча в первую очередь была посвящена пропаганде здорового образа жизни. «Если ты не будешь сильным, то не сможешь защитить родину. Тогда придут иноземцы и все заберут», — считает он. На встрече, по его словам, присутствовало около 200 кадетов, и после нее, очарованные силой и мужеством Зенцова, парни решили вступить в движение.
Как рассказал «Новой» источник в Кронштадтском морском кадетском корпусе, с Зенцовым после акции «взаимопонимание было найдено». Более того, руководство учебного заведения договорилось с ним о том, чтобы тренеры «Сопротивления» с начала учебного года начали проводить занятия с кадетами на базе военного учебного заведения, подготавливая «идеологически и физически выверенных» защитников родины.
Правда, на вопрос газеты, знали ли в учебном заведении о политических взглядах знаменитого бойца, ответили, что совершенно удивлены по этому поводу.
— Об этом нам ничего не было известно. В своем выступлении он ничего такого, что могло бы выйти за рамки приличия, не говорил. Беседа носила чисто патриотический характер, без бравады и призывов. Просто кадетам было разъяснено, что они идут правильным путем и то, чем занимаются — важно для государства, — искренне смущаясь, сказал собеседник «Новой».
Сам Роман не отрицает, что без поддержки со стороны военных организовать встречу было бы невозможно.
— Многие военные понимают, сочувствуют и согласны с тем, что мы делаем. И мы не исключаем возможности пополнить число наших сторонников за счет учащихся кадетских корпусов и подобных учебных заведений. Мы займемся подготовкой воинов. И здесь есть серьезная договоренность с военными, — отмечает Зенцов.
Лидер «Сопротивления» также рассказал «Новой газете», что в рядах движения среди сотрудников правоохранительных органов и милиции есть как активные участники, так и просто сочувствующие.
— Действительно, есть много ребят, которые работают в ОМОНе и ФСБ. Много тех, кто участвовал в определенных конфликтах. Много военных. Просто есть люди, которые поднимаются до определенного уровня сознания, понимают, что что-то не так, и идут бороться. С милицией мы не сотрудничаем, но когда человек приходит к нам, мы не смотрим, буржуй он, рабочий, офис-менеджер, учитель или милиционер. Мы все прежде всего соотечественники, — заверил Роман Зенцов.

Роман Зенцов
Роман Зенцов


Проводили нацистским приветствием
Трудно сказать, насколько серьезно можно относиться к словам бойца-тяжеловеса. Однако в среде антифашистов появление нового движения вызвало серьезную озабоченность. «Пока они не играют какой-либо заметной роли, но при поддержке милиции и военных смогут быстро набрать обороты», — считает антифашист Раш.
Его товарищ Сократ также уверен, что «Сопротивление» таит в себе угрозу. «Идеи этого движения — по сути отреставрированные идеи «Славянского Союза». Опасность в том, что их идеи адаптированы к мнению обывателя», — говорит он.
По словам Раша, антифашисты уже сталкивались с «сопротивленцами в погонах».
— Это случилось, когда нас задержали после шествия 1 мая этого года. Тогда в разные отделы милиции забрали более сотни антифашистов. В одном из них оперуполномоченный говорил о том, что сотрудничает с «Сопротивлением», и даже показывал ребятам свою страницу в социальной сети «ВКонтакте», где были полностью отражены его взгляды, — сказал он.
В тот же день сотрудники другого отдела милиции, отпуская антифашистов, якобы вскинули руки в нацистском приветствии и прокричали: «Слава России!» «Это были рядовые сотрудники милиции», — подчеркнул Раш.
Как отметил собеседник «Новой», это далеко не первые случаи, когда сотрудники петербургской милиции демонстрировали свою симпатию неонацистам: «Как-то раз, когда меня забрали в милицию после марша 8 марта прошлого года, я своими ушами слышал, как один из милиционеров пел песню группы «Коловрат» (одной из наиболее известных в определенных кругах национал-социалистической группы. — Авт.)».
— Бытовой расизм присутствует абсолютно во всех отделах милиции. На моей памяти ни разу не было такого, чтобы с иностранцами-иммигрантами нормально обращались. Конечно, такие нацистские атрибуты, как салюты, татуировки, у сотрудников милиции встречаются очень редко. Но уже встречаются, — отметил антифашист.
К сожалению, случаи проявления неонацизма в милицейской и военной среде фиксируются не только в Петербурге. По данным антифашистов, сложная ситуация с наци-милиционерами сложилась также в Москве, Воронеже и Омске.

Их раздражают иностранцы
По данным Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД РФ, за первые шесть месяцев текущего года сотрудниками органов внутренних дел, федеральными госслужащими и работниками системы МВД РФ совершено более 44 тыс. правонарушений. Рост, таким образом, составил 19,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
— Уверенность сотрудников милиции, совершающих преступления, в своей безнаказанности подтверждается и судебной практикой. Несмотря на то что большинство лиц совершают преступления, отнесенные законодателем к категории тяжких, реальное лишение свободы получили меньше половины осужденных сотрудников, — сообщил на прошлой неделе на одном из совещаний начальник управления ДСБ Олег Гончаров.
По мнению правозащитников, проблема национализма в рядах правоохранительных органов стоит очень остро. «В милиции служат неонацисты, и число их не исчисляется единицами», — сообщила «Новой» сотрудник московского информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова.
— Во время первого Русского марша в 2006 году в Москве было выявлено несколько участников шествия — сотрудников правоохранительных органов, — говорит она. — Известен инцидент в Петербурге с задержанием неонациста в группе, явно готовившей нападение на активистов Марша против ненависти, один из задержанных предъявлял оперативникам удостоверение сотрудника милиции. Целый ряд осужденных за расистские нападения наци-скинхедов — это бывшие или действующие курсанты милицейских вузов.
Однако, как отметила Кожевникова, поскольку членство в ультраправых группировках нефиксированное, доказать их фактическую принадлежность практически невозможно.
Другая сторона проблемы — сотрудничество милиционеров, которые сами не являются активистами-неонацистами, с наци-скинхедами. Так, по ее словам, неоднократно становились известны случаи, когда задержанных праворадикалов отпускали из милиции после того, как туда приезжал теперь уже экс-лидер ДПНИ Александр Белов.
Участники антифашистских движений отказываются сотрудничать с милицией и даже обращаться в правоохранительные органы как потерпевшие из-за вполне обоснованных опасений, что их персональные данные, отраженные в милицейских документах, узнают неонацисты. Известно как минимум два случая, когда в Петербурге задерживали антифашистов и через несколько дней после этого их персональные данные оказывались на неонацистских сайтах с призывами к физической расправе против них. Например, вскоре после ареста Алексея Бычина на неонацистских ресурсах был вывешен и домашний адрес женщины, вызвавшейся собирать средства на оплату адвокатских услуг для него.
— Однако с уверенностью заявлять о том, что существует сотрудничество представителей правоохранительных органов с неонацистами, направленное на активистов левацких молодежных антифашистских организаций, и о том, что члены ультраправых групп ставят себе задачу проникновения в правоохранительные органы и успешно осуществляют ее, мы не можем, — подчеркивает сотрудник «Совы».
В 2006 году специалисты «Левада-центра» провели опрос, показавший масштаб ксенофобских настроений в органах внутренних дел. В частности, 67% опрошенных социологами сотрудников милиции низшего и среднего звена, отвечая на вопрос о том, как они относятся к приезжим, указали, что испытывают «опасения, подозрения, раздражение и страх по отношению к приезжим жителям Кавказа и Закавказья».
Сейчас милицейские чины вроде бы обеспокоились морально-нравственным состоянием своих подчиненных. Как сообщили нам в Следственном управлении СКП РФ по Петербургу, в прошлом году при Городской прокуратуре и ГУВД была создана специальная рабочая группа, призванная выявлять случаи проявления национализма в рядах правоохранительных органов.
Надеемся, что перед очередной комиссией, существующей уже почти год, стоит непростая задача «очеловечивания» образа простого милиционера. Не хочется думать, что и дело антифашиста Алексея Бычина велось исходя из поставленной цели спасения имиджа сотрудников правоохранительных органов.
Как бы то ни было, по данным Следственного управления СКП РФ по Петербургу, только за первые шесть месяцев этого года было возбуждено десять уголовных дел по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), четыре из них передано в суд.
В отношении сотрудников правоохранительных органов Петербурга ни одного уголовного дела по упомянутой статье за последние два с половиной года возбуждено не было.

Лидия ГОГЕЛИЯ
Карикатура Виктора БОГОРАДА, фото ИНТЕРПРЕСС