Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Следует разобрать

18 июня 2009 10:00

То, что акты о признании аварийными и подлежащими сносу крепких, вполне ремонтопригодных зданий в историческом центре города плодятся нынче как грибы после радиоактивного дождя, ни для кого уже не новость. Как и то, что принимаются подобные «меры» отнюдь не ради безопасности жителей. Бытует такая шутка: «Процент износа пропорционален проценту отката»…

Ради чего едва не снесли дом-памятник, который, как выяснилось, требует лишь текущего ремонта



пр. Римского-Корсакова, 1
пр. Римского-Корсакова, 1


Фокус-покус
Однако история чудесного — разве что не из-под бульдозера — спасения дома № 1 на проспекте Римского-Корсакова ввергает в ступор даже прожженных циников. «Ну и ну! Я все понимаю, конечно, но чтобы вот так — нагло, среди бела дня!» — изумляются люди, еще и еще раз перелистывая бумаги, не в состоянии уразуметь: как это великолепный, едва ли не самый красивый в округе дом, памятник истории и культуры, всего лишь с 28-процентным износом (видимо, здесь «теория отката» сработала в обратной пропорции), может быть просто по чьей-то прихоти уничтожен?
И добавляют: «Неужели и это им сойдет с рук?!»
ЗАО «Петербургские отели» — фирма солидная, на мелочи размениваться не привыкла. Выстроив в 2005 году на месте снесенных домов 5 и 7 по проспекту Римского-Корсакова гостиницу «Амбассадор», отельеры решили присовокупить к своим владениям заодно и соседние участки: дома 1 и 3 по тому же Екатерингофскому (оригинальное название проспекта) и дом 72, литер Б, по набережной канала Грибоедова.
Сказано — сделано.
Вскоре, как из рукава фокусника, по всем трем адресам появились технические заключения «по результатам обследования строительных конструкций зданий», выполненные ЗАО «Эксперт» (2006 год), и заключения «по техническому обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома», выполненные ООФ «Центр качества строительства» (2007 год), все — с довольно-таки неутешительными выводами.
В августе 2006 года как нельзя кстати подоспел и акт экспертной строительной комиссии правительства Петербурга по обследованию дома № 1, согласно которому «выводы технического заключения ЗАО «Эксперт» подтверждены».
Любопытно, что члены авторитетной смольнинской комиссии в первых строках своего документа отдельной фразой подчеркивают: «Комплексного капитального ремонта в здании не производилось».
— В то время как ремонт, о котором речь, и это факт известный, как раз-таки был сделан, чуть больше сорока лет назад, в 1963 году, — разводит руками старожил Адмиралтейского района Борис Иванов.
Одни называют эту запись «случайностью», другие — «опиской», третьи...
Впрочем, процитируем лучше приговор: «Часть конструкций находится в недопустимом и аварийном состоянии… При реконструкции с изменением объемно-планировочного решения здания выполнение ремонта стен здания с усилением фундамента может быть неоправданно. Его следует разобрать с последующим строительством на данном участке нового здания», — объективно рекомендуют независимые и неподкупные эксперты. И правда: не оставлять же пустым!

Качество контролируют из центра
А 17 июля 2007 года на стол тогдашнему главе Адмиралтейской районной администрации Константину Шмелеву ложится тоже абсолютно объективный и беспристрастный документ, исключительно ради общей пользы, подписанный генеральным директором «Петербургских отелей».
На двух листах убористым шрифтом глава компании приводит выводы заключений ООФ «Центра качества строительства» по обследованию трех домов — № 1, 3 и 72б.
Повезло его секретарше. Всего и пришлось-то скопировать и вставить последовательно, три раза подряд, один и тот же текст. 21 строка «выводов» (по трем разным объектам!) повторяется трижды до точки с запятой. Главное было не забыть трижды поменять адрес…
«Техническое состояние здания оценивается как аварийное», — транслирует раз за разом составитель письма. И просит «рассмотреть документы» на районной межведомственной комиссии.
Вам, наверное, интересно, чем уважаемый руководитель коммерческой фирмы объясняет столь трогательную заботу о сторонней недвижимости? Гуманитарной миссией? Гражданским долгом?.. Немного не угадали. «В связи с осуществлением ЗАО «Петербургские отели» инвестиционной деятельности по развитию проекта реконструкции зданий по адресу…». Именно так: «по адресу» — в единственном числе. Скопом, через запятую. Какая разница, все равно ведь все сносить….
Думаете, глава района возмутился? Заподозрил неладное? Потребовал ответа: «А кто это вам поручил «развивать реконструкцию»?!»?
Тем более — сразу целого ряда домов. Тем более — ГУ «Управление инвестиций» даже спустя четыре с лишним месяца, 28.11.2007, указывает, что «на основании заявления ЗАО «Петербургские отели» о предоставлении здания по пр. Римского-Корсакова, д. 1, для реконструкции» только еще «ведутся работы по определению принципиальной возможности размещения объекта». Не говоря уже о том, что федеральным законодательством такого вида работ на памятниках, как «реконструкция», не предусмотрено вовсе…
Может быть, наконец, опытного чиновника насторожили одинаково качественные, как под копирку, формулировки заключений Центра качества?..
Вы опять ошиблись.
Просьба инвестора, без всяких сомнений и оговорок, оказалась по-стахановски перевыполнена. В рекордные сроки, уже 12 сентября, заключением районной МВК дом № 1 признается аварийным и подлежащим сносу.

До пенсии доживет
А вот дальше события пошли не по-накатанному.
Жильцы взбунтовались. И начали даже не оборону, а массированное наступление.
Были заказаны две альтернативные экспертизы, выводы которых, мягко говоря, разошлись с «аварийным» вердиктом членов экспертной строительной комиссии и районной МВК.
«Указанный процент износа перекрытий и кирпичной кладки практически соответствует составу нормативного текущего ремонта», — отмечено в техническом заключении ЛенНИИпроекта, датированном 2008 годом. При этом, как выяснилось, «в настоящее время остаточный срок безаварийной службы дома до капитального ремонта, с учетом его общего физического износа по техническому паспорту, — 37% для лит. А и 28% для лит. Б, — составляет, соответственно, 60 и 76 лет».
«Снести немедленно» и «проживет безаварийно 60 лет» — найдите десять отличий.
Жители переслали пакет материалов во все возможные инстанции.
А «амбассадоровцы» тем временем успешно реализовывали на непокорном объекте технологию «ползучей экспансии», скупая через своих представителей комнаты и квартиры во всех шести подъездах. Освобождалась и часть муниципальной площади.
— В освободившихся помещениях ставили двухъярусные кровати и заселяли туда гастарбайтеров, — рассказывают члены ТСЖ «Римского-Корсакова, 1». — Правда, после того как мы обратились в милицию и Санэпиднадзор, кровати убрали. Зато двери некоторых квартир демонстративно забили крест-накрест грубыми досками — дескать, вот вам, получайте. Скоро так будет со всеми!..
Но не вышло.
«При проверке заключения МВК Адмиралтейского района от 12.09.07 прокуратурой района были выявлены нарушения жилищного законодательства. По данному факту главе района внесено представление», — сообщили из надзорных органов в апреле 2009 года.
А еще раньше, в августе 2008-го, Жилищному комитету Смольного пришлось констатировать, что, вопреки установленным требованиям, «к работе районной МВК не были привлечены с правом совещательного голоса собственники многоквартирного дома», «в состав МВК не были включены представители МТУ Ростехнадзора по СЗФО, Управления ФРС по Петербургу и ЛО, Государственной жилищной инспекции»…
Высказалась и сама «проигнорированная» жилищная инспекция. В письме от 28.03.08 фигурирует, в частности, «протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ». А также сумма «6 млн 152 тыс. рублей» — столько средств было израсходовано из бюджета города на «капитальный ремонт лицевого фасада здания», «замену металлической кровли, замену инженерных сетей…» безнадежно аварийного и подлежащего сносу дома № 1 только в 2006–2007 годах.
Доказательств за это время набралось не на один том. И наконец, 10 июня 2009 года на заседании все той же районной МВК чиновники вынуждены были снять с многострадального здания-памятника аварийный статус.
Таких слов, как «сговор», «коррупция», «откровенный подлог, скрепленный гербовой печатью», всуе не произносилось. Перемену участи объяснили «несоблюдением процедуры принятия предыдущего решения», и, сославшись на заключение ЛенНИИпроекта, пришли к выводу, что чудом вырванный из лап инвестора дом требует «планового текущего ремонта».

Менялы
Характерно, что ту же самую — очевидно, фирменную — технологию «ползучей экспансии» представители той же компании, по свидетельствам жителей, интенсивно применяют и в домах-памятниках на Большой Подьяческой улице, 1 и 3, — все в том же Адмиралтейском районе.
Напомним, эти здания попали в «перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» в рамках смольнинского постановления от 09.07.2008 № 858 (об адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).
Каким образом попали — загадка почище теоремы Ферма.
Судите сами: в постановлении фигурируют объекты, официально признанные аварийными до 1 января 2007 года. А заключение МВК Адмиралтейского района (все та же МВК!) об аварийности зданий на Большой Подьяческой датировано… 21 февраля 2008 года.
Это даже нельзя назвать «задним числом». Ибо до января 2007-го существовало лишь одно техническое заключение — заказанное жильцами в 2006 году, которое четко свидетельствовало как раз о неаварийном состоянии домов 1 и 3. Новое же обследование, инициированное ГУ ЖА — уже с «аварийными» выводами — было проведено годом позже.
Возможно, так происходит со всеми домами, стоит на них положить глаз гостиничных дел мастерам?
Петербуржец Александр Пономарев (кстати, именно он был заказчиком упомянутого обследования в 2006 году) невольно стал участником очередного «эксперимента». Сейчас он переезжает из своего дома, с Большой Подьяческой, 1, в дом на Римского-Корсакова, 1:
— Представитель «отелей», на которого была оформлена квартира в доме на Римского-Корсакова, предложил мне обмен — и я согласился.
Судя по всему, Подьяческая у инвестора нынче котируется выше. Надолго ли?
В конце мая 2009 года скандал вокруг домов на Большой Подьяческой получил новое развитие. Глава Жилищного комитета Юнис Лукманов назвал информацию о готовящемся сносе исторических зданий «слухами» и «брошенной кем-то мулькой» — и твердо пообещал, что дома «будут ремонтироваться, но ни в коем случае не сноситься». Правда, это были лишь устные заверения.
И вот недавно в адрес градозащитников поступило знаковое письмо из Жилкомитета. «В настоящее время… готовится проект Постановления Правительства Петербурга об отмене Постановления Правительства Петербурга от 09.07.2008 № 858 «Об адресной программе…» — гласит документ.
— Немножко жалею!.. — не скрывает Александр Пономарев. — Я был почти уверен, что Подьяческую уже не спасти, а теперь появился шанс… Но, с другой стороны, наш дом уже совсем не тот. Процентов на 60 он заселен гастарбайтерами и какими-то сомнительными личностями; на днях в дворовом флигеле произошло преступление... Как говорил профессор Преображенский: «Пропал дом!..»

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА