Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

День победы над антифашизмом

11 мая 2009 10:00

8 мая Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга вынес приговор антифашисту Алексею Бычину — 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима (ст. 111, ч. 3 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц).

Накануне 9 Мая в Петербурге осудили антифашиста — суд приговорил Алексея Бычина к 5 годам лишения свободы



Им удобно на русской завалинке (Дмитрий Лариков — в центре)
Им удобно на русской завалинке (Дмитрий Лариков — в центре)


По следам одного уличного боя
22-летний Алексей Бычин был задержан 16 июля прошлого года, двумя днями позже по решению суда помещен в следственный изолятор.
По версии «Антифашистской информационной группы», события, предшествующие задержанию, развивались так:
«В ночь с 12 на 13 июня компания из примерно 20 панков-антифашистов гуляла по центру города. Алексей и его подруга отстали от основной группы. Мимо них прошли два наци-скинхеда, которые вскидывали руки в нацистском приветствии и выкрикивали «Зиг хайль!». Алексей понял, что неонацисты планируют напасть на него — в руке у одного из них было горлышко от разбитой бутылки («розочка»). Завязалась драка, Алексею пришлось использовать нож против двоих нападавших. Он нанес ножевое ранение одному из них, после чего неонацисты быстро скрылись. Впоследствии оказалось, что один из них — сотрудник МВД».
Информация о причастности одного из «пострадавших» как к службе во внутренних органах, так и к деятельности ультраправых, затем нашла подтверждение. Со ссылкой на источник в ГУВД средствами массовой информации сообщалось, что до службы в армии «пострадавший» входил в одно из неонацистских объединений, после чего поступил на работу в милицию — где якобы уже легально получил возможность бороться с «засильем инородцев».

Милиция задерживает антифашистов. 1 мая 2009
Милиция задерживает антифашистов. 1 мая 2009


Коричневые реконструкторы
И это далеко не единственный пример подобного рода. В январе нынешнего года в прокуратуру поступило заявление от гражданина Ч. (входящий номер 32Ж09), излагавшего известные ему факты деятельности сотрудников 2-го отдела центра «Э» (по борьбе с экстремизмом, бывший 18-й отдел УБОП) ГУВД и ГУ «Центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт» Дмитрия Ларикова и Ивана Бугаева. По словам заявителя, он познакомился с ними через Александра Тыршклевича — ранее состоявшего в различных оппозиционных молодежных организациях, но исключенного из них после изобличения в провокаторстве.
Примечательно, что к тому времени оба названных сотрудника были хорошо известны в среде «реконструкторов» правого толка, но больше под псевдонимами: Бугаев — как Карл Кениг Торвальтс, а Лариков — как Диттер Вольф. Оба с явным удовольствием позировали перед фотокамерами в нацистской форме и на фоне знамен со свастикой, вскидывая руку в фашистском приветствии, — такие снимки без всякого стеснения выкладывались в интернете, на их персональных страницах в «Живом журнале».
В своем заявлении Ч. в числе прочего сообщал:
«Что касаемо Бугаева, на данный момент времени мне достоверно известно, что в его квартире находятся: комплект милицейской формы, униформа, награды и знаки различия войск СС, музыка и фильмы националистического содержания, знамя со свастикой, ранее принадлежавшее лидеру скинхедов Дмитрию Боровикову, изъятое у последнего на обыске Бугаевым (он часто этим хвалился), гладкоствольное, газовое и травматическое оружие, телескопическая дубинка, наручники, порох и капсуля для изготовления боеприпасов, свыше 500 холостых патронов калибра 7,92 и 7,62 мм, взрыво-пиротехнические изделия, холодное оружие, штык-нож для винтовки «Маузер 98К», пистолет «Люггер Р08», 3 пистолета-пулемета системы ППШ, СВД с оптическим прицелом, винтовка СВТ времен Великой Отечественной войны в «копанном» состоянии, целый ряд запчастей для разных видов оружия, револьвер системы «Наган», две винтовки «Маузер 98К» (одна из них с оптическим прицелом), карабин Мосина с оптическим прицелом. Часть фотографий оружия выставлены им в интернет, часть оружия я видел лично у него в квартире…»
По информации АПН «Северо-Запад», отец убитого при задержании лидера неонацистской группировки Mad Crowd Дмитрия Боровикова (кличка Кислый) работал следователем в Адмиралтейском районе, был сослуживцем и добрым знакомым бывшего начальника 18-го отдела УБОП Андрея Чернопятова. Этим во многом и объясняли безнаказанность Кислого, впервые задержанного еще в 1999 году по обвинению в нападении на студента из Китая, а затем привлекавшегося и по делу об убийстве таджикской девочки Хуршеды Султоновой. Как сообщали СМИ, Боровикова-младшего задержали через несколько часов после убийства (совершенного рядом с его домом), но следы крови, обнаруженной на его одежде, идентифицировать не удалось — они оказались тщательно затерты бензином.
По одной из версий, Дмитрию Боровикову всякий раз удавалось уходить от ответственности именно благодаря связям его отца с «профессиональными борцами с экстремизмом», которые использовали Боровикова-сына в своих целях. В том, насколько они соответствовали задачам борьбы с национализмом или же, напротив, провоцировали неонацистов на новые преступления, еще предстоит разобраться прокуратуре. Однако предположения о том, что Кислый был убит при задержании, когда его посвященность в сомнительные операции «оборотней в погонах» стала слишком опасной для них самих, едва ли стоит сбрасывать со счетов.

Питер — в тройке лидеров
В апреле нынешнего года обеспокоенность ростом числа преступлений, совершаемых на почве национальной нетерпимости, выразила и Генеральная прокуратура России. Как заявил заместитель генерального прокурора РФ Виктор Гринь, за первый квартал 2009 года по стране было зарегистрировано 160 преступлений экстремистского характера, что на 44% больше аналогичного показателя за прошлый год. Причем Петербург остается в первой тройке позорного рейтинга городов, лидирующих по числу преступлений, совершенных на почве национализма и ксенофобии.
По данным Московского бюро по правам человека, в 2008 году в России произошло не менее 292 нападений на почве ксенофобии — погибли 122 человека, 377 пострадали. С начала этого года до 15 апреля уже было совершено 73 нападения и попыток нападений на почве ксенофобии — 20 человек погибли и более 70 пострадали.
Однако объектом внимания отечественной Фемиды все чаще становятся антифашисты. Причем в ряде дел уже весьма отчетливо просматривается тенденция к их осуждению не столько по надуманным обвинениям в тривиальной «хулиганке», но именно за антифашистские убеждения.
Из обвинительного заключения московского активиста «Антифы» Алексея Олесинова (Шкобаря):
«30 августа 2008 года… он, являясь лидером неформального молодежного движения «Антифа», после создания которого путем объединения в него группы лиц мужского и женского пола являлось противостояние интересам лиц, пропагандирующим деятельность фашизма… исказив свою искусственную сплоченность до наоборот, то есть злоупотребления своим численным превосходством над остальными гражданами, находился вместе с неустановленными в ходе следствия своими соратниками в количестве не менее 4 человек около клуба «Культ»… Взял потерпевшего Питерцева В. Н. за одежду и попытался перебросить через свое тело для освобождения себе и своим знакомым прохода в клуб… Между ними завязалась борьба… Оторвал не имеющую материальной ценности ручку с входной двери клуба… Поднял стоявшую на улице возле входа в клуб урну и стал наносить ею удары по входной двери, после чего кинул ее в окна указанного здания клуба, в результате чего разбил не имеющие материальной ценности два окна».
Лица не установленные, якобы разбитое и сломанное не имеет материальной ценности, «потерпевшего» обвиняемый только попытался перебросить… Так что в сухом осадке из внятных обвинений, по сути, только одно и остается: «противостояние интересам лиц, пропагандирующим деятельность фашизма»?
Попытка Алексея Бычина защитить себя и свою девушку от надвигавшихся на них под выкрики «Зиг хайль!» «пострадавших» оценена правосудием в 5 лет лишения свободы.
Показательный приговор для страны, победившей коричневую чуму в 1945-м, а теперь карающей за «противостояние интересам» неофашистов.

Татьяна ЛИХАНОВА


Дословно
Адвокаты Бычина считают, что у Алексея не было никакого умысла на убийство, и изначально он действовал в пределах необходимой самообороны, но потом ее превысил. В показаниях потерпевших по делу немало противоречий и попыток сокрытия фактов. Защита просит переквалифицировать дело по ст. 114, ч. 1 УК РФ и ограничить срок наказания уже проведенным под стражей сроком, учитывая раскаяние подсудимого и частичное погашение иска о возмещении средств на лечение одного из потерпевших.
Мы считаем приговор Алексею Бычину несправедливым и убеждены в том, что он действовал в рамках самообороны.

Антифашистская информационная группа