Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Прожект эпохи гламура

5 марта 2009 10:00

Вопрос, где можно приобрести ершик для санузла за 12 794 рубля, еще недавно был одним из самых обсуждаемых в северной столице. Напомним, что в декабре минувшего года «Новая» опубликовала материал о планировавшемся ремонте четырех помещений правительства Петербурга — на сумму в 31 млн 768 тыс. 130 рублей (см. № 95 от 22 декабря 2008 года). В процитированной при этом смете содержались, помимо фантастического ершика, и другие любопытные ценники. Например, гидромассажные форсунки за 52 680 рублей, смеситель за 32 160 и дозатор для жидкого мыла за 13 618 рублей. Все это, по удачному замечанию Виктора Шендеровича — в сочетании с кризисом и нарастающим народным — не то чтобы недовольством, а скорее недоумением, — обещало на выходе «легкую пугачевщину»… Но никакого ремонта не случилось.

Почему Служба Госстройнадзора и экспертизы утвердила положительное заключение по рабочему проекту ремонта смольнинских кабинетов в декабре — в то время как губернатор Петербурга напрочь отказалась от ремонта в августе?





Ёршкин кот
Официальная реакция последовала незамедлительно. Не прошло и суток с момента публикации, как Управление информации — пресс-служба правительства Петербурга выступила с опровержением материала «Новой», в котором, в частности, говорилось, что правительством «было принято решение отказаться от ремонта данных помещений и от реализации проекта», поскольку он «был признан несостоятельным, крайне дорогостоящим и нецелесообразным для реализации». Более того, «Губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко заявила, что никакого ремонта, сколько бы он ни стоил, производиться не будет. Об этом были проинформированы все хозяйственные службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга».
Данное опровержение было опубликовано в прошлогоднем № 96 «Новой газеты в Петербурге» в качестве права администрации города на ответ. В нем говорилось, что разработку проекта возможного ремонта Смольный заказал «год назад». А вот когда именно было принято решение отказаться от ремонта? И когда прозвучало соответствующее заявление губернатора? Как раз эти (согласитесь, в определенном смысле ключевые) вопросы оставались неясными — и мы адресовали их той же пресс-службе.






Добро получено во вторник
На этот раз Управление информации Смольного оказалось не столь оперативно. Ответ, датированный концом февраля, в редакции «Новой» получили 4 марта. А тем временем продолжали изучать имеющиеся в нашем распоряжении материалы, сопоставлять цифры, даты, номера документов — и сейчас хотим поделиться с вами некоторыми выводами.
Но сперва о содержании ответа, оно вполне конкретно и лаконично. «Решение отказаться от ремонта кабинета и прилегающих помещений было принято губернатором Санкт-Петербурга в августе 2008 года», — утверждается в письме, заверенном начальником пресс-службы Смольного.
Приходится констатировать, что эта информация серьезно противоречит иным официальным документам, вышедшим под той же «верхней» шапкой.
То, что проект ремонта четырех кабинетов доводился до ума долгие месяцы, — в этом, наверное, нет ничего плохого. Люди — специалисты, целые команды — работали аккуратно, не спеша, стремясь сэкономить каждую бюджетную копейку (хорошо бы еще удостовериться, что вспомоществование разработчиков и занятых в этой эпопее представителей контролирующих и согласующих органов никак не коррелировалось со сроками многотрудной кропотливой работы). И вот наконец на свет родился выверенный со всех сторон документ под шапкой «Правительство Санкт-Петербурга. Служба государственного строительного надзора и экспертизы» (СГСНЭ).
Документ, озаглавленный «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления государственной экспертизы», за номером 1157-2008, датирован 2 декабря 2008 года (напомним, что информация в «Новой» была опубликована 22-го, то есть чуть больше чем через две недели после решающего «одобрямс»).
Объект экспертизы, как указано на обложке — «Проектная документация, включая смету, на капитальный ремонт кабинетов № 374, 374А, 376, 378 Смольного», стадия проектирования — «Рабочий проект». Гриф «Утверждаю», подпись заместителя начальника СГСНЭ Рудольфа Фалтинского, круглая печать.
Заказчиком и застройщиком проекта выступает Администрация губернатора Петербурга, источником финансирования — городской бюджет.
О каком-либо категорическом отказе от ремонта в августе 2008 года декабрьский документ умалчивает. Но, возможно, до сведения Службы экспертизы просто забыли довести принципиальное табу губернатора и чиновники, пребывая в сладком неведении, продолжали фантазировать на тему бюджетных денег?



Кровь износа
На второй странице объемистого «Положительного заключения» — обойма уважаемых (хотя едва ли работавших на голом энтузиазме) экспертов: инженеры, архитекторы...
В разделе «Основания для выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации» первым пунктом значится: «Выписка из титульного списка объектов капитального ремонта комплекса зданий и помещений Смольного на 2009–2011 годы, утвержденная зам. руководителя губернатора Санкт-Петербурга, начальником Управления делами 23.06.2008». Переводя с русского на русский: во-первых, еще недавно аппаратом вице-губернатора Виктора Лобко пресловутый ремонт как минимум планировался; во-вторых, планировался не только этот ремонт.
Заметим, в том же разделе, на третьей странице «Положительного заключения», среди «Согласований» фигурируют в том числе: согласование КГИОП от 15.08.2008; согласование Администрации губернатора Санкт-Петербурга от 07.04.2008.
Что, собственно, включает в себя рабочий проект ремонта «с частичной перепланировкой», цитировать можно бесконечно. Это и «демонтаж кирпичных перегородок, демонтаж облицовки декоративных деревянных панелей стен»; и «демонтаж полов, усиление балок перекрытий между вторым и третьим этажом»; и совершенно необходимое, очевидно, «устройство новых перегородок из кирпича толщиной 120 мм»; а также «пробивка проемов в капитальных стенах с устройством металлических перемычек»; «демонтаж заполнений оконных и дверных проемов и устройство новых»... Само собой, не забыли про «устройство новых полов из паркета и керамической плитки» (нынешние, надо думать, износились до дыр); «устройство подвесных потолков»; «высококачественную внутреннюю отделку по проекту интерьеров» и «замену светильников»...
Как заботливо подчеркивают авторы «Положительного заключения», «все декоративные элементы интерьеров и схема расстановки мебели предусмотрены проектом интерьеров».

Конкорд, еще конкорд
Любопытно, что в уже упомянутом разделе «Основания для выполнения...» есть ссылка на отрицательное заключение Госэкспертизы по проектной документации, включая смету (уточним: за тем же номером 1157), от 29.09.2008.
Как пояснил источник «Новой», да и в материалах заключения об этом сказано, речь сперва шла об еще больших суммах затрат (цифры имеются в редакции). И — даже если «забыть» информацию Смольного о том, что сама идея ремонта дезавуирована еще в августе, — казалось бы, что может быть логичнее и целесообразнее: посмотрели, ужаснулись... поставили жирный крест. Но нет. Проект отнюдь не вызвал шока и трепета и не был отвергнут, а лишь отправлен на доработку, с тем чтобы спустя пару месяцев (люди опять трудятся в поте лица!) — под тем же номером — с подкорректированной суммой расходов вернуться на круги своя. И быть благополучно принятым.
Заявленная в «Положительном заключении» продолжительность строительства (ремонта) составляет 4 месяца, расчетное число работающих «для реконструкции всего комплекса» — 37 человек.
Как следует из документа, подробнейшим образом повествующего о тех или иных мероприятиях, об организации строительства и т. д. и т. п., — «представлен календарный план, согласованный с заказчиком»; «представлены ведомости основных объемов работ и материалов, согласованные с заказчиком».

Бессмысленный и беспощадный
Иными словами, согласно букве утвержденного «Положительного заключения», по состоянию на начало декабря 2008 года чиновники, мягко говоря, не считали проект обновления кабинетов нецелесообразным.
К этому моменту над его разработкой, экспертизой, согласованиями, утверждениями месяц за месяцем без устали трудились десятки человек. И если, положим, частным компаниям за работу, которую, оказывается, еще в августе признали бессмысленной и даже вредной, теоретически могли не заплатить (интересно, это так?), то вовлеченные в процесс госслужащие и сотрудники бюджетных структур все это время исправно получали зарплату. Безусловно, из денег налогоплательщиков.
Ну и в чем здесь подвох, дорогой читатель?..
И главное, непонятно: свидетельствует ли произошедшее о полной профнепригодности руководства Службы ГСНЭ, утвердившей проект?
Может, это вообще психологический эксперимент?..
А где водятся ершики за чертову дюжину тысяч целковых, мы и правда не представляем.

Игорь НЕСТЕРЕНКО
Карикатура Виктора БОГОРАДА


Говорят, что еще в ноябре 2008 года вице-губернатор Виктор Лобко (так называемый канцлер Смольного) не собирался никуда уходить. А наоборот, собирался ремонтировать свои кабинеты, которые находятся как раз под кабинетами губернатора. Теперь, как известно, эти помещения занимает его преемник, бывший строительный вице-губернатор Александр Вахмистров.

Досье «Новой»
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Вы знаете, я люблю Валентину Ивановну. Но еще у меня есть такая слабость — я, например, родителей собственных люблю. Вот они у меня пенсионеры с общим стажем рабочим сто лет, и еще соседка есть на лестничной клетке. Так вот, я сверил государственные расходы, прочитав про Валентину Ивановну, и выяснилось, что мои родители с общим трудовым стажем сто лет, их соседка-пенсионерка, обычная, без надбавок, и вот со всеми надбавками, которые получают мои родители, а там есть и инвалидские, и жертвам репрессий и так далее, и столичная надбавка… так вот, они втроем вместе с соседкой легко укладываются в смету для ершика и сидения для унитаза для госпожи Матвиенко.
А. САМСОНОВА: В год?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: В месяц. Месячная пенсия троих со всеми надбавками укладывается. Я думаю, что все-таки этим ершиком надо прочищать мозги. Тогда не жалко будет. Я сам внесу эти 13 тысяч рублей, если мне дадут возможность каким-то образом поучаствовать в прочистке мозгов тех, кто это делает.
Радиостанция «Эхо Москвы», программа «Особое мнение»

Я не www.ru
Павел
Все скромненько, не надо драм,
Не как у новорусских дам!
И унитаз не золотой,
И ершик, тьфу, совсем простой!
Не обнищает город наш.
К чему такой ажиотаж?!

Горелыч
Смеситель Oras Zafira в раковину стоит в магазине около 4 тыс. руб. Тут же — 32 тыс. 160 руб. Ох!.. Они что, брильянтовые?

***
Держалка для туалетной бумаги — как раз зарплата врача. Если добавить к ней еще 2–4 тысячи.

Юрий
Самый обычный офисный ремонт за государственный счет. А за чей же еще, господа! Все бы это не стоило внимания, если бы пошло на пользу некоторым чинушам, которые как не работали толком ранее, так и в обновленных интерьерах не станут рвать лямку. А ремонт необходим. Мне лично доводилось участвовать в мероприятиях на правительственных дачах на Крестовском. Пригляделся — и ужаснулся, насколько все старое и дряхлое.

Сергей
Безобразие... Времена меняются, а люди все те же... Как говорил Булгаков: разруха в головах. Поэтому как голову ни наряжай, все одно будет... Все начинается с отдела кадров: по каким критериям берут на службу государству? Вот бы как в былые времена — по чести и совести, чтобы служить России-матушке. Вот таких бы людей выискивать из наших 120 млн человек и приглашать — и платить им...

профили для ACR
Уважаемые, а что ж вы возмущаетесь? Ведь сами же выбирали их? Теперь наслаждайтесь, за свой счет! ;-)