Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Детский вопрос для олигарха-2

15 декабря 2008 10:00

Бывшая жена первого заместителя президента, председателя правления Внешторгбанка Вадима Левина Анна Астанина, 4 декабря насильно помещенная в петербургскую психиатрическую больницу № 6, на прошлой неделе обжаловала решение суда о своей госпитализации и принудительном лечении, а также действия врачей медицинского учреждения.

Экс-супруга банкира обратилась в суд



О странном пути Анны Астаниной в клинику для душевнобольных «Новая» рассказывала в прошлом номере («Детский вопрос для олигарха», № 92 от 11.12.2008). Оказалось, что водворение женщины в стационар не обошлось без участия олигарха Вадима Левина. Супруги (оба — коренные петербуржцы, переехавшие в Москву) расстались около трех лет назад, и с тех пор между ними не прекращались споры о месте проживания детей. Изначально сын Федор (ему сейчас 11 лет) и дочь Мария (ей четыре года) воспитывались матерью. Год назад мальчика Левин у Астаниной забрал.
— Однако ему не давало покоя, что Маша живет с мамой, — рассказывает бабушка, Зоя Ивановна Астанина.
— Аня же, — уверяют ее близкие, — хотела наладить регламент отношений так, чтобы она могла видеться с сыном, а отцу предоставить возможность общаться с дочерью. Но Вадим к этому не стремился. Он постоянно звонил Анне и говорил, что найдет вариант забрать детей, а ее не видеть больше в Москве. После того как перенес операцию, Левин и вовсе стал утверждать, что в связи со своим состоянием здоровья с бывшей женой разговаривать не в силах, у него сразу поднимается давление, он может умереть. Поэтому сделал посредником в отношениях специального человека — Шоту Ботерашвили. На встречу с Ботерашвили (по его срочному вызову и купленному им билету) и прилетела Анна в Петербург 4 декабря.
Сегодня в семье Астаниных не сомневаются: то, что Аня попала в психбольницу, — прямое следствие борьбы за детей. Сразу после помещения матери в больничную палату из московской квартиры бесследно исчезла четырехлетняя Маша вместе со своей няней Натальей Брославской. Уже десять дней они не отвечают на звонки ни по домашнему, ни по мобильному телефону.
Только 11 декабря Анна Астанина смогла подать кассационную жалобу на решение Смольнинского суда Петербурга (вынесенное 5 декабря) о принудительном лечении. По закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» судебные решения в таких случаях можно оспорить лишь через администрацию медицинского учреждения, в котором находится пациент. Несмотря на то что соглашение с адвокатами родственники Астаниной заключили еще 6 декабря, несколько дней подряд защитникам Анны не удавалось передать руководству психбольницы кассационную жалобу. Как поясняют адвокаты, в течение всей минувшей недели главный врач Алла Гурина под разными предлогами уклонялась от встречи с ними. Секретариат больницы по неясным причинам был закрыт. В понедельник, 8 декабря, юристы провели в стационаре около пяти часов, столько же прождали главврача во вторник и среду. Лишь в четверг после трехчасового ожидания кассационную жалобу Анны Астаниной, адресованную в Городской суд Петербурга, у адвокатов принял заместитель главного врача психбольницы № 6 Сергей Шестернин. Главврач Алла Гурина в очередной раз отсутствовала на месте. В интервью «Новой» заместитель отрицал, что в приеме бумаг представителям экс-супруги олигарха отказывали и намеренно затягивали процесс.
— Вы располагаете устаревшей информацией. Все давно принято, — заявил «Новой» Шестернин спустя ровно пять минут после приема документов.
Несмотря на то что жалоба в вышестоящую инстанцию подана, удовлетворить ее или не удовлетворить Городской суд не может, поскольку рассматривать ему просто нечего: решение Смольнинского суда Центрального района до сих пор законным образом не оформлено.
Кроме того, по словам родственников и адвокатов, медики так и не поставили Астаниной диагноз. Тем не менее уже почти две недели женщину продолжают лечить от неизвестной болезни.
— Они ежедневно дают ей в больших дозах оланзапин (торговое название — зипрекса) — препарат, который имеет столько побочных эффектов, что без согласия пациента его применять нельзя, — возмущена сестра Анны Екатерина Ставицкая (врач по образованию, кандидат медицинских наук). — Основное побочное действие оланзипина — влияние на нервную систему, сходное с симптомами неврологических расстройств.
Адвокаты Астаниной так же, как и их подзащитная, не намерены оставлять действия врачей безнаказанными. Жалобы на персонал психиатрической больницы № 6 уже направлены в Комитет здравоохранения Петербурга и в Министерство здравоохранения РФ.
И еще. Не без труда адвокатам и родным наконец-то удалось получить опись вещей, которые были при Анне на момент ее госпитализации. Выяснилось, что из дамской сумочки пропали мобильный телефон и ключи от московской квартиры бывшей жены банкира Левина. Той квартиры, в которой 4?декабря осталась с няней маленькая Маша, когда мама срочно вылетела в Петербург…

Дина ДАВЫДОВА