Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Терминатор и его папа

24 ноября 2008 10:00

Черные пятна в биографии высокопоставленных родителей, как двоечники — кляксы в тетрадях, оставляют их собственные дети. Очередной скандал из серии «детских» разразился в Петербурге на днях. Сына начальника службы государственного строительного надзора и экспертизы Александра Орта — Кирилла Орта — заподозрили в подделке документов, а милицейского начальника Владимира Ищенко — в том, что он спустил все с рук отпрыску петербургского чиновника. Для семьи руководителя одного из городских надзорных ведомств досадный инцидент (в самом худшем случае) обернется мелкими неприятностями. Милиционер же, в отношении которого на прошлой неделе возбудили уголовное дело по двум статьям, попал в реанимацию с сердечным приступом…

Задержание сына известного городского чиновника закончилось инфарктом для милиционера





Сам себе прокурор
Заурядное происшествие с незаурядным человеком случилось 2 ноября. Сотрудники ГИБДД во время дежурства в Выборгском районе города остановили автомобиль, двигавшийся с явным превышением скорости. Собственно, тут все могло и закончиться. Банально, как всегда в подобных случаях: проверка документов, внушение водителю или штраф. Но, повторим, за рулем сидел сын главы петербургской службы Госстройнадзора и экспертизы Александра Орта — 29-летний Кирилл Орт. Однако задержанный инспекторами ДПС хозяин иномарки, с их слов, решил похвастаться не этим. По версии следствия, Орт-младший, чтобы его отпустили без проблем, показал удостоверение сотрудника Городской прокуратуры. Как раз после этого у него начались проблемы. Стражей дорог вид красных корочек смутил.
— При задержании за нарушение правил дорожного движения Кирилл Орт предъявил поддельное удостоверение старшего прокурора Городской прокуратуры, — рассказал в интервью «Новой» старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Петербурга Сергей Капитонов. — В результате первой же проверки выяснилось: в прокуратуре он никогда не работал. Молодого человека задержали еще и по данному, более серьезному поводу, — отметил Капитонов. — Инспектор ДПС составил рапорт о том, что усматривает преступление. Доставил задержанного в 19-й отдел милиции. Оставил материалы для проверки и принятия решения в дежурной части, откуда их забрал начальник отдела Владимир Ищенко. Он не дал возможности зарегистрировать произошедшее, провести проверку, возбудить дело. А вместо этого вернул изъятое удостоверение Орту и указал уничтожить документ, что тот незамедлительно и сделал. Затем его отпустили.
Спустя несколько дней в 19-й отдел прибыл заместитель прокурора Выборгского района, который потребовал представить материалы проверки. Убедившись, что факт зарегистрирован не был, руководитель надзорного ведомства взял объяснения у дежурных: кто дал указание не регистрировать? По утверждению следствия, пальцем показали на Ищенко. Объяснения милиционеров легли в основу уголовного дела в отношении начальника отдела милиции по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Подполковника отпустили под подписку о невыезде.

Между фактом и делом
Любой ребенок в опасной ситуации кричит: «Мама!» Взрослый просит: «Помогите!»
Следствие (по крайней мере — пока) умалчивает: сколько раз и кому позвонил с мобильного телефона сын руководителя службы Госстройнадзора за то время, что провел в компании инспекторов ДПС и сотрудников милиции? Сколько, где и каких бесед состоялось на эту тему? Поэтому предположим, что человек, задержанный — по данным оперативников — с фальшивыми документами, вел себя тихо, скромно, сдержанно, послушно. Папе не звонил.
Не будем грешить и на петербургскую милицию: будто бы она только формально независима, а фактически — если не зависит от городских властей, то как минимум согласна с ними целиком и полностью. Абсолютно автономна.
Признаем официальную точку зрения: Ищенко единолично принял решение поступить так, как поступил. Не получал никаких указаний сверху. Тысячи петербургских чиновников вместе со всеми членами их семей начальник 19-го отдела милиции не просто знает по именам и в лицах, но еще, по-видимому, чтит, уважает и опекает.
Лично с Владимиром Ищенко корреспондентам «Новой» встретиться не удалось. Зато довелось поговорить с сотрудниками отдела (которым он руководит более десяти лет): никто из них не готов считать его «оборотнем в погонах». Здесь неприятную историю излагают несколько иначе…
Тем не менее на данный момент нет оснований исключать, что подполковник проявил собственную инициативу. Время покажет, что докажет следствие. Если вина стража порядка подтвердится, законом ему предусмотрено наказание: в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Для этого Владимиру Николаевичу осталось лишь встать на ноги: 19 ноября его доставили в реанимацию с сердечным приступом.
А что Кирилл Орт? Наказан не будет? Ему ничего не грозит?
— Провести проверку по факту преступления, в котором заподозрили Орта, не представилось возможности, — прокомментировал старший следователь следственного отдела при прокуратуре Выборгского района Сергей Кузнецов. — Служебное удостоверение, которое было утрачено, имело большое оперативное значение…
— Будет ли возбуждено уголовное дело в отношении Кирилла Орта — сказать сложно, — ответил на вопрос «Новой» Сергей Капитонов. — За административное правонарушение, которое зафиксировал сотрудник ГИБДД, Орту придется отвечать в том случае, если сохранился протокол.
Впрочем, чиновничье дитя не слишком привыкло к наказаниям. На совести этого господина есть дела и похлеще.

Тот самый ликвидатор
До недавнего времени сын начальника службы Госстройнадзора Кирилл Орт возглавлял компанию «Терминатор», скандально известную в северной столице сносом исторических зданий и домов в центре города. Притом что не менее 20 предприятий в Петербурге занимается тем же, в последние годы рынок был монополизирован двумя из них: ООО «Терминатор» и ООО «Ассоциация по сносу зданий». «Не будет преувеличением сказать, что в этой сфере мы с «Терминатором» контролируем около 90% петербургского рынка», — афишировал в деловых кругах председатель совета директоров Ассоциации по сносу зданий Игорь Тупальский.
«Терминатор» (в период руководства Кирилла Орта) прославился подготовкой территории под строительство «Охта-центра», расчисткой места для сооружения второй сцены Мариинского театра, сносом хозяйственных корпусов гостиницы «Москва» и множества жилых домов преимущественно в центральных районах. Также компания не оставила следов от некоторых зданий (в том числе ранее имевших статус объектов культурного наследия) на улицах Казанской, Марата, Восстания и Невском проспекте.
Львиную долю заказов, доставшихся «Терминатору» с 2004 по 2007 год, составляли объекты, принадлежащие городским или федеральным властям. Злые языки поговаривали, что огромный объем государственных работ «Терминатор» получает благодаря тому, что Александр Орт руководит службой государственного строительного надзора и экспертизы, которая и выдает разрешения на снос в Петербурге.
Однако эта же организация вправе карать за нарушения в ходе работ и за неумелые неосторожные разрушения. Компанию «Терминатор» было за что наказывать.
Осенью 2006 года из-за грубого демонтажа дома № 116 по Невскому проспекту «поехал» соседний — 114-й. «Дом сносили варварскими методами, и те, кто это делал, будет наказан огромными штрафами», — во всеуслышание грозилась тогда председатель КГИОП Вера Дементьева. С нарушением правил разбирал здание на углу Невского и улицы Восстания не кто иной, как «лидер по освобождению территорий» — «Терминатор». Но, несмотря на то что Дементьева публично обрушила свой гнев на виновника, и невзирая на ее же громкие заявления о том, что «сохранение дома 114 — принципиальная позиция городской администрации», к ответу «терминаторов» не призвали. Чуть позже глава КГИОП скромно объяснила: «Штрафы — не моя компетенция», — и перевела стрелки на петербургскую службу государственного строительного надзора и экспертизы. А начальник ГСН Александр Орт (еще позже) сообщил, что руководимое им ведомство в действиях производившего демонтаж зданий ООО «Терминатор» «не усмотрело оснований для наложения штрафа».
«Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!» — советовала мать-атаманша из сказки о Снежной королеве. Отец-Орт в отношении сына-Орта, похоже, взял на вооружение этот метод.
В последние месяцы Кирилл Орт оставил руководство фирмой и, по данным СМИ, подался в дистрибьюторы. Как сообщил корреспонденту «Новой» PR-менеджер ООО «Терминатор» Павел Федоров: «Кирилл Александрович теперь лишь изредка появляется у нас, ввиду дружбы с новым генеральным директором». Что ж, может быть, род деятельности Орт-младший и сменил. Но амплуа вряд ли.
P. S.: Корреспонденты «Новой» пытались получить комментарии у семьи Ортов. Однако Александр Орт сейчас находится в отпуске. Самого Кирилла Орта найти не удалось — ввиду отсутствия сведений о его нынешнем месте работы.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА