Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Домик тыквы и фруктовый король

6 октября 2008 10:00

Массово и поголовно всех жильцов общежития на набережной канала Грибоедова, 4, руководители Михайловского театра пока еще не выселили. Однако не потому, что у дирекции Малого оперного внезапно случился приступ добропорядочности. Просто оказалось, что, кроме приказов и распоряжений, есть и другие способы освобождения комнат театрального общежития…

Артистов Михайловского театра из общежития выставляют на улицу. В сказке Джанни Родари бедняка Тыкву по приказу принца Лимона выселяли из его скромного домика





Ремонт forever
Угроза выселения — реальная и серьезная — нависла над всеми, кто проживал в служебных комнатах при театре, когда своим приказом от 16 июня 2008 года «О проведении ремонтных работ в общежитии» генеральный директор Михайловского театра «фруктовый бизнесмен» Владимир Кехман распорядился «освободить занимаемые помещения до 1 июля». Жильцы возмутились в ответ: «Нам съезжать некуда, тем более в такие сроки, а выдвинутые Кехманом условия — неприемлемы». Директор театра — миллиардер и владелец группы компаний JFC — в качестве «временных вариантов» решения жилищной проблемы предложил артистам компенсацию за съем жилья (из расчета 10 тысяч рублей в месяц) или комнату в гостинице «Речная» (на окраине Невского района), признанной аварийной и предназначенной под снос. Но главное — бывшие и действующие сотрудники театра усомнились в том, что после ремонта вновь смогут занять свои комнаты. И не без оснований…
Тем не менее к середине лета многие жильцы с канала Грибоедова, не выдержав давления, исчезли. Перебрались кто куда: к друзьям, знакомым, родственникам. В здании (где начался ремонт) остались только те, кому оказалось совсем некуда и страшно выезжать. Таких съемщиков комнат, которых пропускали домой через двойной кордон охраны и лишь после проверки паспортов, насчитывалось семь человек. Впрочем, сегодня уже шесть. Не зря артисты опасались…
с
В списках проживающих не значится
Первое выселение произошло в памятный день — 8 августа. Бывший артист балета Михайловского театра Вячеслав Кузнецов, по его словам, в Петербурге, не хуже, чем в Цхинвали или Гори, ощутил, что значит вторжение.
— Я возвращался из отпуска, — рассказывает Вячеслав. — Утром, около 11 часов, приехал с вокзала в общежитие. Но вдруг при входе в здание охранник преградил мне путь: «Вас нет в списках проживающих»! Я, мягко говоря, растерялся…
Списав все это на досадное недоразумение и пытаясь его уладить, Вячеслав тут же позвонил заместителю директора Михайловского театра по административно-хозяйственным вопросам Людмиле Лавриненко и узнал, что никакого недоразумения не было.
— Завхоз мне сразу сказала: «Вы здесь больше не живете» — и повесила трубку, — вспоминает Вячеслав пережитый шок. Уставший с дороги и ошеломленный на пороге артист поехал к знакомым. Однако добраться не успел. Его вернули. Соседка по этажу Ризида Рахматуллина (балерина Михайловского театра на заслуженной пенсии) позвонила и огорошила: «Взломали дверь в твою комнату. Выносят вещи…»
На набережную канала Грибоедова Кузнецов вернулся не один — в сопровождении наряда милиции. Что, впрочем, жильцу не слишком помогло. Представительный секьюрити, чьи размеры и полномочия, видимо, позволяли ему чувствовать себя безгранично властно и уверенно, презрительно окинул взглядом троих милиционеров с автоматами и перед их носом захлопнул дверь точно так же, как ранее перед артистом. Оперативники слегка опешили и на эту выходку ответили в полном соответствии со своим статусом. Реакция их невоспроизводима на газетной полосе. Но в результате — танцор с «охраной» смог пройти в комнату, которую назвать «своей» уже не решился, поскольку не узнал. За два часа из нее бесследно исчезли все вещи — от подушек и носков до холодильника и серванта. В дверной проем Вячеслав увидел рабочих, продолжающих методично срывать со стен обои…
Людмила Лавриненко беседовать с представителями органов не стала: ушла искать документы и пропала. Оформив протокол, милицейский наряд уехал. А Кузнецов превратился в персону нон-грата и совершенно утратил доступ в общежитие. В черном списке тех, кого сюда больше не пускают, он значится под номером один.

Помывочная для звезд балета: и здесь мы впереди планеты всей
Помывочная для звезд балета: и здесь мы впереди планеты всей


Балетных мочат в сортире
Балерина Ризида Рахматуллина занимает маленькую комнату в этом же здании с 1981 года. В Ленинград приехала десятилетней девочкой, поступила в Вагановское училище, потом — в труппу Малого оперного. Вся жизнь ее промелькнула на сцене, и при скромном достатке не позволила скопить капитал на собственную квартиру. 27 лет балерину кормили обещаниями обеспечить нормальное жилье. А дали в итоге — 15 дней на выселение.
Ризида не выехала. Ее случай — безвариантный. Полбеды — когда некуда уезжать. Беда — если некуда возвращаться. Не стали паковать вещи и солист оперы Дмитрий Неласов, семья Петровых (солист Михайловского театра Александр Петров, его жена Галина — балерина на пенсии и их дочь), а также бывшая сотрудница учреждения культуры — массажист Марина Капитанова. В июле их почему-то прекратили выгонять. Чуть позже стало понятно, почему.
— Похоже, — предполагают артисты, — было отдано негласное распоряжение: создать нам невыносимые условия. Не в виде мелочей, вроде сопровождающих любой ремонт: шума, пыли, строительного мусора, а покруче.
— Нам перегораживали лестницы в парадной так, что проще было спускаться по веревкам из окон, — делится Ризида Рахматуллина. — Закрыли туалеты, и всякий раз по нужде приходилось бежать в театр.
— Постоянно отключали свет. На месяц перекрыли водоснабжение, — продолжают жильцы. — Воду нужно было брать из… туалетного бачка, к которому приделали отводную трубку с краном.
Несмотря на обещания Кехмана уложиться к сентябрю, ремонт в здании продолжается до сих пор. Сюрпризы — тоже. Между тем каждый из здешних жителей имеет достаточно прав на проживание в общежитии Михайловского театра.

На выход по одному?
В 18-метровой комнате, из которой бесцеремонно выдворили Вячеслава Кузнецова, он (приехавший в Ленинград из Алма-Аты) жил с 1991 года — с тех пор, как окончил Вагановское училище и поступил работать в Малегот. Карьера артиста балета оборвалась печально, преждевременно и не по его вине.
Летом 2004 года на сцене театра, прямо во время спектакля, артист получил тяжелую травму колена. Повредить ногу для танцора — то же самое, что пианисту потерять пальцы. После операции Кузнецов еще год отработал на сцене, но дальше — фактически сделавшись инвалидом — танцевать не смог. Серьезно травмированный и уволенный из театра, Вячеслав остался жить в общежитии (где имеет постоянную регистрацию), что вызывает сегодня огромное неудовольствие у новых управляющих Михайловского театра.
— Трудовые отношения между Вячеславом Кузнецовым и учреждением прекращены, — излагает свою позицию заместитель директора театра Татьяна Архипова. — В связи с прекращением трудовых отношений право Кузнецова пользоваться общежитием прекратилось. Сам по себе факт регистрации не порождает права на жилое помещение. Помещения в общежитии предназначены для временного проживания граждан в период их работы в театре.
С точкой зрения дирекции культурного учреждения юристы не согласны.
— Жилищный кодекс (и еще ряд законов) защищает людей, проживающих в общежитиях, — прокомментировал «Новой» ситуацию адвокат Евгений Баклагин. — Человека, ставшего инвалидом в результате производственной травмы или профессионального заболевания, нельзя выселить из служебного жилья без предоставления другой жилплощади. Никакая администрация не может отнять комнату у жильца, который занимает ее в течение длительного времени (в частности, Вячеслав Кузнецов — 17 лет. — Ред.) и у которого на каких-либо основаниях возникает право проживания, без обращения в суд. А если это происходит, то расценивается как самоуправство.
Заявления на возбуждение уголовных дел по фактам самоуправства со стороны руководства Михайловского театра и кражи имущества Вячеслава Кузнецова сейчас поданы в правоохранительные органы. А администрация театра с большим запозданием, но обратилась в суд с требованием признать артиста-инвалида утратившим право пользования жилыми помещениями общежития. Судебное заседание назначено на 16 октября.
Артисты уверены: если служители Фемиды в этой тяжбе встанут на сторону обидчика — значит надеяться на справедливое правосудие нельзя и им тоже. Не зря же (еще накануне ремонта) генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман многозначительно предупреждал: «В дальнейшем законность вашего проживания в общежитии будет рассмотрена в полном соответствии с законодательством РФ». Коллеги по сцене подозревают, что «рассмотрение» началось, а Вячеслав Кузнецов — только первая ласточка в процессе выселения, за которой потянутся остальные…

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото из архива артистов Михайловского театра


Официально
Представление для Кехмана
Еще 10 июля 2008 года жильцы общежития на набережной канала Грибоедова, 4, направили заявление в прокуратуру Петербурга по поводу несогласия с действиями администрации Михайловского театра. По словам старшего помощника прокурора города Елены Ордынской, была назначена проверка с целью выяснить официальный статус здания, а также какие права есть у администрации Михайловского театра на общежитие и были ли нарушены права бывших и действующих сотрудников театра. По территориальности обращение перенаправили в прокуратуру Центрального района, откуда заявители лишь недавно получили ответ.

Ответ прокуратуры Центрального района Петербурга (публикуется с сокращениями):
«Право оперативного управления зданием предоставлено учреждению (Михайловскому театру. — Ред.) по распоряжению КУГИ Санкт-Петербурга, изданному в 1993 году. Копией распоряжения учреждение не располагает… Учреждение не имеет санитарного паспорта общежития, как это предусмотрено СанПиН № 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий»… Проверка показала, что руководством театра ранее не принимались меры по надлежащему содержанию помещений общежития, следствием чего является отсутствие санитарного паспорта… Также в нарушение требований ст. 105 Жилищного кодекса РФ с лицами, проживающими в общежитии, не заключены договоры найма, что нарушает жилищные права проживающих в общежитии работников театра. Установлено, что договоры найма помещений общежития с проживающими в нем работниками театра не заключаются в силу отсутствия на текущий момент сведений, подлежащих указанию в типовом договоре найма помещения в общежитии… Договоры найма с проживающими в общежитии планируется заключить после регистрации права собственности на здание… Пропускной режим для лиц, проживающих в помещениях, принадлежащих театру, установлен с целью обеспечения сохранности имущества… По результатам проверки на имя руководителя Михайловского театра прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации».