Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Подмоченная прокуратура

22 сентября 2008 10:00

В центре Петербурга — в нескольких шагах от Дворцовой площади и Медного всадника — люди живут в полуразрушенном доме без воды и электричества. Из-за ведомственной неразберихи и чиновничьего недосмотра квартира семьи Шуйских оказалась неучтенным жильем. А сами хозяева — «мертвыми душами». Таких душ в городе на Неве сегодня как минимум несколько сотен, не скрывают жилищные службы. Только известно не обо всех. Шуйские были замечены чиновниками только благодаря своим соседям — Генеральной прокуратуре России…

Ссора с грозным ведомством привела к отключению воды и света





Комнаты ужасов
Глава семьи Юрий Шуйский, кроме того, что преподает в Университете культуры и искусств и работает в Эрмитаже, еще и известный в Петербурге киновед. За свою жизнь он посмотрел тысячи документальных и художественных фильмов. Но никогда не думал, что сам попадет в трагикомическую ситуацию, достойную экранизации, и в то же время будет жить среди ужасов, перед которыми отдыхает Голливуд.
В квартиру Шуйских нельзя попасть с парадного входа. Лишь со двора, причем — чужого дома. Только по темным пустым коридорам старой расселенной трехэтажки на улице Галерной, 15, можно пробраться в смежный дом на Английской набережной, 16, где живет семья Шуйских. Это же здание на Английской набережной, 16 — адрес управления Генеральной прокуратуры России по Северо-Западу.
Едва переступив порог дома, сразу погружаешься в кромешную тьму. Без фонаря в этом длинном коридоре не сделать ни шагу. А при его слабом свете вырисовываются полуразрушенные стены, хлипкий пол, заброшенные комнаты без дверей, остатки мебели и прочий хлам…
Впечатление двоякое. С одной стороны, перед каждым углом, перед каждым дверным проемом одолевает страх. С другой — не покидает ощущение защищенности. Поскольку вся близлежащая территория серьезно охраняется: видеокамеры по периметру, сторож в будке, железные ворота на замке…

Живое наследство
В этот дом семья Шуйских вселилась в 1933 году. Тогда дед Юрия Шуйского — знаменитый промышленный архитектор Василий Шуйский (его имя есть во всех путеводителях по городу) — был переведен на повышение из Волгограда в Петербург. В те годы в здании на Английской набережной, 16, на двух нижних этажах размещался «Главхимсбыт», а на третьем этаже под чердаком — общежитие этой организации. Две комнаты из семи в нем заняли Шуйские.
В семье еще помнят, как начальники «Главхимсбыта», испытывая неловкость перед почетным архитектором за не слишком комфортные условия, обещали: «Пожалуйста, потерпите, это максимум на два месяца». С тех пор прошло уже 75 лет.
Впрочем, в прежние годы, вспоминают Шуйские, в небольшом ведомственном общежитии они, получившие (согласно служебному ордеру) две маленькие комнаты и крохотную, но собственную кухню (у остальных была общая), чувствовали себя по сравнению с соседями по-барски.
Пока зданием владел «Главхимсбыт», жаловаться Шуйским было не на что. Однако в 2000 году организацию попросили освободить площади для более солидных хозяев: дом на Английской набережной, 16, передали Управлению Генеральной прокуратуры России по СЗФО. Передали с «обременением» — в виде проживающей в здании семьи из трех человек (Юрий Шуйский, его сын и мать). Других жильцов на тот момент здесь уже не было.
— Все они выбыли естественным путем — по причине преклонного возраста, — объясняет Юрий Аронович. — А мы вот, к несчастью своему, остались…
Соседство бывших жильцов общежития не мешало прокурорам и не волновало чиновников до 22 августа 2008 года. Беспокоился только Юрий Шуйский, но на свои запросы и обращения в течение восьми лет ответов не получал. Рискнем предположить, что Шуйские никого не интересовали бы и дальше. Но в их судьбу вмешалась стиральная машина «Вятка»…

Генеральная обида
Правду сказать, подвела машина. Под эшафот. Вечером 22 августа после стирки из-за поломки тридцатилетняя «Вятка» слила воду не в трубу, а мимо. Если точнее — прямо на голову прокурорам, кстати, недавно сделавшим в своих кабинетах евроремонт…
— Два квадратных метра потолка отпало, — жаловался позднее в интервью «Новой» один из руководителей Северо-Западного управления Генпрокуратуры РФ Сергей Лакота.
Практически каждому, у кого есть соседи этажом ниже, хотя бы раз в жизни, пусть незначительно, но приходилось их заливать. Стандартная ситуация развивается по-разному. В прямой зависимости от характера соседей. Если вам с ними повезло — конфликт может быть исчерпан извинениями. Если же нет — заплатите круглую сумму за ремонт. Но даже представить сложно, что надо делать, когда ваши соседи снизу — Генеральная прокуратура России…
Естественно, с «Вятки» взятки гладки. А Юрий Шуйский тут же примчался в прокуратуру. Признал свою вину и устно, и письменно. Предложил выставить ему счет для оплаты нанесенного ущерба. Соседи, сурово насупившись, молчали…
Шуйский отправился на работу. А через несколько часов, вернувшись домой, обнаружил, что дверь в квартиру выломана, и в ней полно гостей: от сотрудников коммунальных служб до милицейских начальников и прокуроров.
— В тот день я узнал о себе много нового, — удивляется пережитому Юрий Шуйский. — Оказалось, что мне уже не раз предлагали варианты переезда, а я отказывался. Милиционеры спрашивали меня: действительно ли я утверждал, что взорву здание прокуратуры…
Потом все ушли. А в квартире киноведа с тех пор не стало ни воды, ни электричества.

Чтобы духу не было
На прошлой неделе Юрий Шуйский подал иск в суд на Управление Генеральной Прокуратуры РФ по СЗФО. Истец (Шуйский) жалуется на то, что ответчик (Генпрокуратура) создал «условия, которые делают невыносимым и невозможным не только проживание, но и биологическое существование» жильцов в квартире, где они прописаны в доме на Английской набережной, 16. До обращения к органам правосудия Юрий Аронович в отчаянии послал не одно письмо губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, президенту Дмитрию Медведеву, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, а также в общественную приемную «Единой России». Шуйский писал: «Полная зависимость от людей, грубо попирающих элементарные человеческие законы, и в то же время в чьи обязанности входит соблюдение законности и защита прав граждан, приводит к чувству абсолютного бесправия и непонимания: на каком витке истории мы находимся?..» Вопрос повис в воздухе. Результат (независимо от адресата) на сегодняшний день везде одинаков: ничего в ответ.
— С одной стороны, я понимаю, что это лишь одно из звеньев большой цепи, и совершенно нормально в рамках поведения той вертикали, которая сложилась у нас в стране, — рассуждал Юрий Шуйский в разговоре с корреспондентом «Новой». — С другой — все-таки удивительно: жить в шикарном особняке, в самом центре города и таскать воду в ведрах, а в темных комнатах в любое время суток сидеть при свечах. Особенно печально это в отношении моей больной неподвижной матери. (В прошлом — работник тыла (1941–1945), ветеран труда, имеющая разные государственные награды и заслуги, сегодня — совершенно беспомощная женщина 93 лет, инвалид I группы, которая нуждается в постоянном постороннем уходе. — Ред.). На днях она заметила, что «сейчас как в войну, только тогда я была моложе…»
В жилищном отделе администрации Адмиралтейского района признали, что квартира Шуйских — неучтенная. «Главхимсбыт» (ввиду переезда) снял ее со своего баланса. Прокуратура жилые помещения не приняла. А город — не то забыл принять, не то просто потерял из виду один этаж дома в центре города.
— Готовились документы, — объяснила причину проволочек начальник жилищного отдела Адмиралтейского района Диана Чапурина. — Кроме того, у нас не было возможности расселять…
Зато теперь, похоже, возможность изыскана. По крайней мере, и в прокуратуре, и в районной администрации «Новую» заверили, что выселят Шуйских из здания Генеральной прокуратуры за месяц. Главное — чтобы не на улицу…

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


Цитата
Юрий Чайка, генеральный прокурор Российской Федерации:
«Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества».

Прямая речь
Нэлли СОЛНЫШКИНА, заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры по СЗФО:
— Управление Генеральной прокуратуры по СЗФО не принимало на себя обязательств по обеспечению лиц, проживающих в указанной квартире, тепло-, водоснабжением и электроэнергией. Более того, прокуратура не вправе оказывать данные услуги частным лицам (на каком основании эти услуги оказывались в течение восьми лет, ведомство не уточняет. — Ред.). За регистрацию членов семьи Юрия Шуйского по месту жительства (Английская набережная, 16) прокуратура ответственности не несет.