Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Малхаз жвания: «конфликта между грузинами и осетинами нет. есть конфликт амбиций»

11 августа 2008 10:00

Чуть больше месяца назад режиссер Малхаз Жвания вернулся в Петербург, где проживает вместе с семьей с 1972 года. Предыдущие восемь месяцев Малхаз Григорьевич провел в Грузии. Грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты он видел в развитии, изнутри и совершенно с другой стороны, нежели люди, живущие России.
Как раз сейчас, когда взглянуть на происходящее своими глазами для большинства — недоступно, а разобраться непредвзято — сложно, наблюдения и рассуждения Малхаза Жвании дополняют и контрастно оттеняют новости федеральных телеканалов.




Цхинвали — это 40 километров от Тбилиси
— Вы недавно вернулись из Грузии, и, видимо, как человек, который неплохо разбирается в ситуации, можете прокомментировать то, что случилось 8 августа, дать оценку сегодняшним событиям и, может быть, спрогнозировать их развитие?
— То, что наблюдает весь мир сегодня, произошло не в один день, это готовилось все последнее время. Ситуация назревала.
Конечно, можно интерпретировать мои слова как человека, который рассуждает предвзято. Но я говорю как человек, владеющий информацией, которой большинство жителей России не владеет. Поскольку федеральные каналы (ОРТ, РТР) дают достаточно скудную информацию.
Так, например, когда еще неделю назад много говорили о том, что «грузины-агрессоры обстреляли Цхинвали», южноосетинскую столицу посетила смешанная международная комиссия и не зафиксировала ничего. Тогда об этом в российских СМИ упоминаний не было.
Непосредственно о последних событиях в Цхинвали кое-что проскальзывало даже в российских СМИ. В частности, сообщалось, что дважды власти Осетии наотрез отказывались от переговоров в том или ином формате. Кстати, Цхинвали не захотели садиться за стол переговоров еще и накануне — 7 августа. Просто к 8 августа этот отказ уже подзабыли, и поэтому вооруженную операцию Грузии назвали «коварной», «вероломной» и т. д. Хотя Грузия сделала резкий шаг, потому что минометный обстрел грузинских сил усилился, и с их стороны были жертвы. Усилился, и что делать?
Одна страна из-за двух плененных солдат начинает войну (я имею ввиду Израиль). Еще ни одного выстрела не прозвучало в свое время Чечне, а туда уже вошли российские войска, кстати, с той же формулировкой, что сейчас грузинские в Южную Осетию — «для наведения конституционного порядка». Но чеченцы тогда еще по российским селам не стреляли. Тем не менее Россия ввела войска в Чечню, и не один раз, и это была война. Сейчас упрекать в этом Грузию по меньшей мере некорректно. Это территория Грузии. Это сердце Грузии историческое. Это 40 километров от Тбилиси!
Оставим в покое, когда и что там происходило. Как эти переселенцы с Северного Кавказа попадали туда. За минувшие столетия в Грузии оседало очень много разных этнических групп. Оседало, потому что это роскошный край, благодатная земля, достаточно миролюбивый для переселенцев народ. Грузия многонациональной была всегда. Образовалась в советское время Южная Осетия. Своего рода нонсенс, поскольку Цхинвали — сердце Грузии. Автономная, так сказать, область. Ну и что? Неужели вы думаете, что на самом деле в реалии существует конфликт между этническими осетинами и грузинами? Ни в коем случае. В равной степени как в очень малом процентном соотношении был конфликт между этническими абхазами и грузинами.
— А что тогда?
— Большая, малая, средняя политика Грузии и России. Все решается между двумя странами. Не с Абхазией, не с Осетией. Это автономные области, где даже жителей всего ничего: 18% абхазов — в Сухуми, и 25% — по всей Абхазии. Думаете, с ними воевали грузины?

Великий криминальный путь через Кавказский хребет
— Объясните, что, на ваш взгляд, повлияло на обострение противоречий в политике двух стран.
— В отношениях между Грузией и Россией существуют, с одной стороны, сложные, а с другой — достаточно простые аспекты. Конечно, все эти обстрелы, отказы садиться за стол переговоров и т. п. — не итог блестящей логики самопровозглашенного президента Эдуарда Кокойты. Конечно, нет. Он действовал по подсказке. И здесь крайне важно и интересно отметить: события достигли кульминации в тот момент, когда обе ключевые российские политические фигуры отсутствовали. Когда все это произошло — их обоих в России не было. Сценарий — замечательный для того, чтобы хотя бы на один-два дня дать карт-бланш военным. Как начинают играть в политике военные — известно. Что они успеют наломать за эти два дня — никто не знает. Потом все свалят на них. Но неужели же высшие эшелоны политической власти и в той и в другой стране не ведали: кто где находится? Не могли ничего изменить? На мой взгляд, это продуманный сценарий. Как с грузинской, так и с российской стороны.
Я 8 августа внимательно наблюдал и слушал, что произносил в Пекине премьер-министр РФ Владимир Путин. Он был немного сдержан, слегка возмущен, но все — в рамках. Расстояние, на котором он находился от Москвы и Грузии, давало себя знать. Зато очень громко говорили военные…
— У военных есть железное оправдание: они защищают осетин, а также живущих на территории Осетии российских граждан.
— Когда Россия начинает говорить о том, что в Осетии находятся российские граждане — это некоторое лукавство. Мы не вчера родились, и все мы родились именно в этой стране — в СССР. И очень хорошо умеем читать между строк и слышать недосказанное. Когда люди голодные, когда у них очень тяжелая жизнь, они готовы иметь по пять паспортов и пять гражданств, если за это им что-то перепадает. С питерской точки зрения — гроши. Но эти гроши там — большие деньги. В Осетии за 300–500 рублей поработать надо, и не один день. Поэтому люди очень легко становятся гражданами какой угодно страны. А после использовать эту карту выгодно и удобно. Хотя всем все понятно.
С другой стороны, Грузия действительно наводит тот самый конституционный порядок. Несчастная дорога через Кавказский хребет, которая как раз проходила по Цхинвальскому району, — гораздо хуже, чем трасса, которая пролегает из Сухуми в сторону Сочи. Это криминальный путь. Там есть все, что угодно, включая наркотики, и очень трудно за всем этим уследить. Когда Грузия (еще полтора года назад) стала наводить порядок хотя бы по периметру — тогда и обострились отношения между Тбилиси и Москвой.
Кроме того, Россия была обижена, что Грузия несколько раз провалила ее вступление в ВТО. Россия комментировала, что это политика. А Грузия, в свою очередь, объясняла: если вы вступаете в ВТО, становитесь нашими партнерами по этой части, то организация торговли в системе ВТО подразумевает нормальный учет и перетекание товарооборота через границы. Поэтому давайте совместно, как это принято между странами, поставим таможенный досмотр на границе с Абхазией и на границе с Осетией. А нет — значит нет и нормальных торговых отношений. И тогда, естественно, Грузия голосует против.
Это простая логика. Одно невольно увязывается с другим. Но когда дипломаты и сотрудники МИДа России хотят говорить о чем-то, а о чем-то не говорить — они это спокойно делают.
Существует расхожая фраза: политика — грязное дело (а дипломатия — составная часть политики). Да, грязное, но не до такой же степени. Все-таки существуют в цивилизованном мире (принятые хотя бы на личностном уровне) правила поведения. Я не говорю о внутренней нравственности. Просто внешние правила поведения, правила приличия…
— По-вашему, по отношению к Грузии Россия пренебрегает правилами?
— По-моему, все это — пережиток старых имперских амбиций. Хочет Россия иметь покорного соседа. Однако ушло исторически то время. Покорных соседей не будет. Будут хорошие соседи. Достойные соседи. Равные соседи. Но на равных как-то не может пока Россия. Не может — и все. Не укладывается. Велика привычка многих лет советской власти, да и не только советской. Ведь Грузия вошла в состав Российской империи в самом конце XVIII века, и, кстати говоря, совсем не мирно вошла. В нарушение многих договоренностей империя тогда объявила: «Все, хватит, с завтрашнего дня будут губернии: Тифлисская и Кутаисская, сидите смирно». И упразднилось государство одним росчерком пера.
Я сейчас не хочу ворошить историю. Я просто хочу сказать, что ментальность большого старшего брата еще довлеет над Россией. Но кончается время больших и малых. И Грузия — уже далеко не та Грузия, которая была в прежние времена.

Антигрузинская компания может повториться
— Вы помните антигрузинскую кампанию в России в конце 2006 года?
— Да, помню. Это было полное безобразие — то, что в 2006 году творила российская власть. Тут уж никуда не уйдешь: власть и только власть. Врывались без санкции прокурора в семьи. Расталкивали плачущих детей. Вытаскивали мужей (без прописки, естественно). Женщин иногда оставляли. Волокли и сажали в обезьянник. Потом депортировали. Кого-то по делу, кого-то абсолютно ни за что. Я присутствовал на некоторых судах, где нарушалось все. Какая там форма проведения судебного заседания! Я даже помню (не в Питере, правда, в Москве) судья за рабочий день вынес 22 приговора, что невозможно просто по формальным признакам. Есть процедура. Если пересчитать ее на минуты, то нереально вынести 22 приговора. Но судья — чемпион какой-то — вынес. В Питере тоже трудились по-стахановски: не 22 решения, конечно, но по 10–12 приговоров в день и здесь выносили.
Я был тогда в самом эпицентре событий. Вместе с единомышленниками принимал активное участие в противодействии той кампании. В отличие от очень плохо зарекомендовавших себя руководителей местной грузинской диаспоры. Они никак себя не проявили. Грузинское землячество в Петербурге — ущербно. На мой взгляд, по одной простой причине: к несчастью, председателем землячества является господин Бадри Какабадзе. Абсолютно проигрышная позиция для грузинского землячества — с точки зрения защиты интересов, прав грузин и т. д. Какабадзе — владелец «Петрохолода», крупный бизнесмен, богатый человек, который, надо полагать, во многом зависит от местной власти, от губернатора. И, наверное, если он что-то будет вытворять, что просто не понравится кому-то в Смольном, то Какабадзе пострадает в бизнесе. Чего он, естественно, не хочет и не сделает.
В 2006 году мы договорились с городской коллегией адвокатов. Тогда впервые появились нормальные люди, которые без вознаграждения помогали тем, кто нуждался в помощи. Мы привезли грузинского консула из Москвы. Он безвылазно сидел в Петербурге три дня. Изучал дела. Помогал кому-то сразу же получить гражданство, вид на жительство и т. д.
— У вас нет опасений, что то же самое может повториться и сейчас?
— Для меня в России сегодня ничто неожиданностью не будет. Все может повториться. Понимаете, задержания, депортации и прочее — это верхушка айсберга. Те, у кого нет гражданства и регистрации, все время сидят на мине. Но ведь есть очень много бизнесменов, которые совершенно легально здесь находятся, имеют вид на жительство, гражданство и т. д., но от национальной принадлежности не отказываются. Кто-то (какая-то часть из них), допустим, арендует помещение. У этого человека там — маленькая столовая, даже не скажу ресторан. Но вот однажды проводят беседу с его арендодателем — где надо и как надо. Он вызывает этих грузин и говорит: «Ребята, вы правильно ведете свой бизнес, исправно вносите аренду, платите по всем счетам, у меня к вам нет никаких претензий, но я должен с вами расторгнуть договор. Так надо. Я сам не хочу, но у меня тоже семья...» И расторгали. И рушился весь бизнес. И люди продавали все. И уже без всякой депортации уезжали. И ни к чему не придерешься. И даже в суд не подашь.

Записала ДИНА ДАВЫДОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА

P. S.: Своими наблюдениями и мыслями режиссер Малхаз Жвания делился с «Новой» 8 августа. Уже через два дня, когда верстался номер, в российско-грузинском конфликте многое изменилось. Но в рассуждениях допустимы поправки, а поправимо ли то, что произошло и происходит в Грузии?
В разговоре 10 августа Малхаз Григорьевич, у которого в нескольких городах Грузии (Тбилиси, Гори, Сенаки) проживают родственники, добавил:
— Сейчас уже бомбят всю Грузию, вы знаете? Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Анатолий Ноговицын сегодня в Москве сказал: «Российская авиация не бомбит населенные пункты Грузии. Самолеты наносят удары только по грузинским воинским формированиям». Значит, театр — воинское формирование. Поскольку в маленьком городе Сенаки (50 тысяч жителей) в Западной Грузии в воскресенье разбомбили весь центр и уничтожили театр, рынок, железнодорожный вокзал, портовые сооружения. Полностью разбомблен город Гори. В Тбилиси разнесли аэропорт и авиазавод.
Сегодня пропала телефонная связь с Грузией (мобильная пропала еще раньше). Когда я разговаривал с родственниками в последний раз, они еще были живы. Сейчас я дозвониться не могу…



Справка «Новой»
Малхаз ЖВАНИЯ — режиссер, выпускник Тбилисского театрального института и аспирантуры ЛГИТМиК (учился на кафедре Георгия Товстоногова). Помощник экс-депутата Государственной Думы РФ Юрия Нестерова, член политсовета РПЦ «Яблоко».
Жвания — коренной петербуржец. Его прадед по материнской линии — генерал, герой Цусимы, завершил свою карьеру в 1917 году на посту военного коменданта Петергофа.