Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Блокадников делают инвалидами

8 мая 2008 10:00

Ветераны блокадного Ленинграда сочинили обращение к президенту России. Они ничего не просят - просто рассказывают о том, как на смену блокадным граммам пришли путинские копейки.
Не об этом бы следовало говорить накануне 9 Мая. Но когда ветераны, участники войны и блокадники на стол в качестве угощения ко Дню Победы выкладывают дешевую карамель, сливочное масло и черный хлеб, невольно разговор заходит не о героическом прошлом.
За каждый из 900 дней, прожитых в осажденном Ленинграде, чиновники решили доплачивать блокадникам по 1-2 рубля в месяц. Но только тем, кто докажет свою инвалидность...




Нищета вошла в привычку
Нищета пенсионеров - в том числе и тех, которые прошли войну и пережили блокаду, - не новость. Общество она уже не удивляет. Чиновникам - ни в Смольном, ни в Кремле - за нее давно не стыдно. А сами бывшие фронтовики и тыловики чаще всего не выносят сор из избы.
Обращение жителей блокадного Ленинграда, которое по почте пришло в редакцию "Новой", нигде до сих пор не оглашалось и изначально не предназначалось для публикации.
Однако после того, как открытое письмо блокадников, направленное еще в январе 2008 года президенту России (теперь уже бывшему) Владимиру Путину, а также премьер-министру Виктору Зубкову, председателю партии "Единая Россия" Борису Грызлову, председателю Совета Федерации Сергею Миронову, спикеру петербургского ЗакСа Вадиму Тюльпанову, губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову и губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, несколько месяцев оставалось без ответа, авторы его - впервые за всю историю существования Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда - попросили опубликовать обращение.
"Наше старшее поколение (80-90 лет) и дети блокады (от 65 лет) много страдали. Перетерпели стрессы, страх, голод, - напоминают блокадники в первых строках письма. - Мы отстояли Ленинград ценой жизни наших братьев, сестер, отцов и матерей. Нам удалось выжить в аду блокады. Но мы потеряли здоровье..."
- Те, кто провели 900 блокадных дней (с сентября 1941 по январь 1944 года) в городе на Неве и остались живы - ВСЕ безвозвратно утратили здоровье. 125 грамм хлеба в сутки и продержаться-то помогли немногим, - вздыхает председатель Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда Валентина Леоненко.
Случайно или намеренно чиновники об этом забыли. Или усомнились:

Но инвалидом быть обязан
В декабре 2006 года, как обычно - из самых "благих намерений", Сергей Миронов, Борис Грызлов и Вадим Тюльпанов по своей инициативе внесли теперь уже легендарные поправки в закон о пенсионном обеспечении. Видные государственные деятели осчастливили блокадников правом на дополнительную пенсию. Но с одним условием: получать ее жители блокадного Ленинграда могут лишь при обязательном наличии инвалидности! И размер второй пенсии будет увеличиваться прямо пропорционально ухудшению здоровья. Блокадникам-инвалидам первой группы станут выплачивать 2000 рублей в месяц, второй группы - 1500 рублей, третьей группы - 1000. Блокадники, которые прежде имели все те же льготы и выплаты, что и участники Великой Отечественной войны, новое требование о наличии инвалидности сочли издевательством. А верхом цинизма назвали последующее деление несостоятельных граждан на группы с существенной для них финансовой разницей.
- Не знаю, - размышляет председатель общественной организации блокадников Гатчинского района Ленобласти Александр Вахтер, - ставили авторы этих поправок своей целью расколоть братство жителей блокадного Ленинграда или нет, но сделали это дважды. Сначала разделили их на инвалидов и не инвалидов. А затем еще больных стариков - на три группы.
"С декабря 2006 года нескольким десяткам тысяч блокадников, проживающих в Петербурге, и тысячам заброшенных эвакуацией блокадников по всей России - от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Сочи - была дана отмашка на всеобщую инвалидизацию, - в своем обращении объясняют авторы благодетелям-законодателям результат внесенных в закон поправок. - Надо слабо представлять себе состояние нашего поликлинического условно-бесплатного здравоохранения, чтобы отправить туда на многомесячное амбулаторное обследование людей в возрасте от 70 до 90 лет, для установления степени ограничения трудовой способности (?!). Речь идет об очень старых людях, давно окончивших свою трудовую деятельность: Ожидание вызова на заседание медико-социальной комиссии затягивается на месяцы: При этом не факт, что жителю блокадного Ленинграда установят группу инвалидности..."

А ты докажи
Нина Нехай, проживающая в Гатчинском районе Ленобласти, считается одной из самых молодых среди товарищей по несчастью. Она - ребенок блокады, и ей сейчас 70 лет. Последние десятилетия, помимо сопутствующих заболеваний (пищеварительной системы и костных тканей), которые есть у всех переживших войну в Ленинграде, Нина Феодосьевна страдает ишемической болезнью сердца.
- В прошлом году я пыталась оформить инвалидность, - рассказывает Нина Нехай. - В "Российской газете" прочла, что ишемическая болезнь сердца является прямым медицинским показанием для присвоения группы инвалидности. Несколько месяцев проходила обследования. Заболевание подтверждалось. Но в инвалидности мне почему-то отказали...
Через день после отказа у Нины Нехай случился инфаркт. Пожилая женщина на длительный срок угодила в больницу. А когда выписалась из больничной палаты и с тем же вопросом обратилась к медикам, Нине Феодосьевне вновь так же невозмутимо ответили, что "в инвалиды записываться ей еще рановато"...
- Мы знаем от врачей, что есть негласное предписание органам здравоохранения "никому инвалидность не давать", - делится информацией Александр Вахтер. - Лишь в самых крайних случаях, потому что это упирается в деньги. Доказать существование такого запрета мы не можем, но убеждаемся в этом всякий раз в каждом конкретном случае.
- Из десяти блокадников (все старше 70 лет), живущих в Шлиссельбурге, с 2006 года ни один не смог получить группу инвалидности, - подтверждает тот же подход председатель местной общественной организации блокадников Галина Борисова. - А у людей были и инфаркты, и инсульты, и лежачих больных отправляли на комиссию. Месяцами ездили в Кировск, поскольку в Шлиссельбурге нет своей больницы. Напрасно. Комиссии всем нашли причину отказать:
На столе у председателя Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда Валентины Леоненко лежит слезное письмо из Сортавалы: 15 блокадников (в возрасте от 75 до 90 лет) одновременно предстали перед членами медико-социальных комиссий. Ни у одного из них специалисты не нашли оснований для присвоения инвалидности. Рядом такое же письмо из Петрозаводска:

Мы просто хотели выжить
На момент принятия поправок в закон о пенсиях в России официально инвалидность имели лишь 40 процентов блокадников. Из оставшихся 60 процентов за последний год смогли оформить ее только блокадники, проживающие в Петербурге и Москве, и то им старались дать третью, максимум вторую группу. По словам Валентины Леоненко, чиновники посчитали накладным выплачивать вторую пенсию всем жителям блокадного Ленинграда.
- Из министерств и ведомств нам несколько лет подряд приходят ответы одного и того же содержания: "Такие выплаты лягут непосильной нагрузкой на бюджет России"! - возмущается Валентина Леоненко. - Это более чем несправедливо - это кощунственно: нас разделили у последней черты. Мы все делали одно дело в блокаду - помогали фронту. Все жили в этом городе, ели один и тот же хлеб, одинаково голодали, мерзли, болели, теряли силы, хоронили родных и близких, страдали, мучались: Разница между нами заключается лишь в том, что кто-то успел получить инвалидность до 2006 года, а кто-то - нет. Потому что должен был работать или не хватило здоровья, средств и сил на очереди, на обследования, на обходы врачей.
- Бюджет относительно жителей блокадного Ленинграда рассчитать очень просто, если учесть, что ежегодно уходят из жизни несколько тысяч блокадников, - добавляет Александр Вахтер. - А основная масса ныне здравствующих - люди в возрасте от 70 до 100 лет. Полбеды, что переживших блокаду лишили тех льгот и выплат, которые есть у участников войны (хотя сегодня даже в таких странах, как Кыргызстан и Казахстан, блокадники по обеспечению приравнены к участникам и ветеранам ВОВ). Беда, что в России мы не можем добиться даже блокадных денег:
- Каждый год 9 Мая нам говорят красивые напыщенные высокие слова о нашем подвиге, о стойкости, о героизме, - в голосе Валентины Леоненко одновременно смешиваются и усталость, и негодование, и протест. - Не надо возводить нас в ранг жертвенности! Мы об этом тогда не думали. Мы жили здесь и просто хотели выжить. Все, что мы делали, - просто выполняли свой долг. Но что-то этот долг нам слишком долго не отдают:

Блокадникам место в музее?
Корректировками пенсионного закона чиновники не ограничились.
"Кому пришла в голову абсурдная мысль, - продолжают задавать вопросы авторы открытого письма, - разделить жителей блокадного Ленинграда даже у последней черты - на погосте? Награжденных медалью или орденом провожают в последний путь достойно, за счет средств Министерства обороны, с бесплатной установкой на могиле гранитного памятника. На то, чтобы захоронить жителя блокадного Ленинграда, выделяют 1 тысячу рублей, а остальное собирается с миру по нитке..."
"В еще более затруднительное положение попали ленинградские блокадники, живущие почти во всех регионах России и странах бывшего СНГ, - говорится в обращении из Петербурга (по сведениям "Новой", аналогичные обращения ленинградских блокадников в правительство и к президенту присылались и из других городов-героев. - Н. П.). - Из Ленинграда по Дороге жизни через Ладожское озеро было эвакуировано в глубь страны 556 тысяч ленинградцев: Многим некуда было вернуться, так как жилье было занято или разрушено. Родные погибли. Они были вынуждены укорениться там, куда их эвакуировали..."
Раньше блокадники пользовались правом пожизненного бесплатного проезда на общественном транспорте, и дважды в год им оплачивалась поездка по стране. Они могли приехать в Ленинград - посетить захоронения родных и близких, навестить родственников и друзей в городе своей юности. Сейчас у них отняли и эту возможность.
"Размеры нынешней пенсии блокадников исключают перемещение их по России вследствие запредельной стоимости билетов. Пребывание в Петербурге столь же мало осуществимо для жителей блокадного Ленинграда, поскольку самое дешевое место в гостинице стоит несколько сотен рублей в сутки, да и перемещение на городском транспорте потребует не менее 100 рублей в день: У нас, - подытоживают свое обращение блокадники, - сегодня сохранилась единственная льгота: бесплатное посещение всех музеев России..."

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС