Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Подкоп под эрмитаж

14 апреля 2008 10:00

На прошедшем недавно заседании Всемирного клуба петербуржцев бывший главный художник Петербурга Иван Уралов предложил внести в «Красную книгу» опасных градостроительных идей проект «Невский тоннель», предполагающий сооружение подводной автотрассы вдоль Дворцовой, Адмиралтейской, Кутузовской и Английской набережных. Председатель КГИОП Вера Дементьева поспешила успокоить не на шутку встревожившихся членов клуба: «Проект в эскизах, никто его не развивает!» — заверила Вера Анатольевна. Ее поддержал и экс-глава комитета Никита Явейн, безапелляционно заявивший: «Это бред!»

Разрабатывается проект подводного автодорожного тоннеля вдоль Дворцовой набережной





Бред по заказу правительства
Но, как выясняется, «бред» инициирован смольнинским Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству — именно по его заданию над проектом «Невского тоннеля» с 2006 года работает весьма солидный институт — Стройпроект. Получается, что воплощение фантазий, охарактеризованных Никитой Явейном как нездоровые, оплачиваются за счет налогоплательщиков — то есть за наш с вами?
На официальном сайте ЗАО «Институт Стройпроект» предпроектные предложения «Строительства автодорожного тоннеля вдоль набережной Невы от площади Декабристов до Литейного моста» выложены в разделе «текущие проекты». Опубликованы они и в специализированном журнале «Мосты и дороги». А в спецвыпуске-приложении к изданию «Строительство и городское хозяйство» (среди членов редакционного совета — вице-губернатор Александр Вахмистров, председатель Жилищного комитета администрации Петербурга Юнис Лукманов, начальник городской Службы государственного строительного надзора и экспертизы Александр Орт) помещено любопытное интервью с архитектором Марком Ицковым. В частности, Марк Яковлевич рассказывает, что руководимая им мастерская еще 10 лет назад взялась за разработку проекта прокладки автомобильного тоннеля по дну левого берега Невы от Литейного моста до Ново-Адмиралтейского канала и далее под Невой к Васильевскому острову (с выходом в створах 16–17 и 18–19 линий).
«Автомобильный тоннель под Невой отнюдь не фантастический проект, как может показаться на первый взгляд», — уверяет Марк Ицков почтенное издание. В подкрепление этого тезиса он поясняет:
«С нами сотрудничает ЗАО «Институт «Стройпроект», который выполнил все необходимые предварительные расчеты. С нами готова работать немецкая фирма Baum COWI, которая имеет богатый опыт строительства подобных объектов». Ицков также ссылается на уже полученные согласования, которые вкупе с предварительными расчетами «подтверждают реалистичность» данной идеи.

Питерский разворот рек
Как явствует из демонстрируемых упомянутыми источниками материалов, первая очередь тоннеля (без включения перегона на Васильевский остров) представляет собой четырехполосную подводную трассу протяженностью 3,77 километра. С организацией трех съездов — в створе Гагаринской улицы, у Мраморного дворца и напротив Медного всадника. Из технических подробностей подводного рытья-бытья: анонсируется применение высокочастотного вибропогружателя до отметки минус 23,3 м, размещение спецмашин на плашкоутах (плавучих платформах), разработка 500 тысяч кубометров грунта, укладка 350 тысяч кубометров монолитобетона, монтаж 25 тысяч тонн металлоконструкций тоннеля…
Как скажется на уровне грунтовых вод, состоянии фундаментов и оснований близлежащих зданий прокладка тоннеля на расстоянии 7-9 метров от берега?
Насколько вообще безопасна реализация идеи такого размаха для расположенных вдоль намеченной трассы памятников, среди которых — Зимний дворец? А еще, например, пребывающий в тревожном ожидании инвестора особняк Кушелева-Безбородко (подле него, напомним, предлагается организовать один из въездов в подводный тоннель). О возможных последствиях строительных огрехов или недоработок проектировщиков применительно к таким местам страшно даже подумать. Но едва ли такая ответственность сильно напугает строителей. Чего им бояться-то? У нас ведь, как известно, наказание за «нечаянно» обрушенный дом в охранной зоне — 20–30 тысяч рублей штрафа. И все.
Магистраль на дне Невы обещают заложить на глубине, «позволяющей сохранить 3 метра воды над тоннелем».
Последнее обстоятельство вызывает вопрос: не мелковато ли будет для проходящих по главной питерской артерии тяжелых судов? И вызывает в памяти другой, не менее одиозный план из серии поворота сибирских рек и прочих болезненных идефиксов — а именно проект создания дублера Невы. Над ним, оказывается, не первый год трудятся в петербургском Университете водных коммуникаций, и в феврале предпроектные наработки уже были отправлены заказчику — Агентству морского и речного флота при Минтрансе России. Заявленная цель — освободить Неву от грузового водного транспорта, оставив лишь прогулочные и пассажирские суда. Трасса-дублер должна будет пройти по Вуоксе, через озера Суходольское, Вуокса, Макаровское, Соколиное, Краснохолмское — с выходом в Балтийское море у Выборга.
Известие о том, что подобный крутой маршрут грозит стать реальностью, сильно удивило главу Росприроднадзора Владимира Кириллова (подробности проекта стали известны ему от журналистов). «Во-первых, Вуокса — мелководная река, проект в таком случае будет очень затратным. Строительство такого канала принесет угрозу окружающей среде, он не может быть реализован, и экологи никогда с этим проектом не согласятся», — заявил Кириллов.
Похоже, экстравагантная гипотеза о том, что сумасшествие — заболевание заразное, находит свое подтверждение на зыбкой петербургской почве. И очень возможно, что оба «бредовых» проекта стоит рассматривать как звенья одной масштабной задумки, вполне соответствующие друг другу по степени катастрофичности ожидаемых последствий — как для культурного наследия, так и для экологии.

О сколько нам проектов чудных готовят в КБДХа…
Помнится, еще год назад сопредседатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис говорил в интервью газете «Мой район»:
— В городе циркулирует немало безумных идей. Не так давно я был в одной архитектурной мастерской, где вдохновляются идеями Виролайнена (председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. — Прим. ред.). И там обсуждается расширение Дворцовой набережной, превращение Марсова поля в городскую площадь. А на вопрос — что делать с мемориальным кладбищем? — мне отвечают: «Ну перенесем куда-нибудь». В городе в этом смысле давно уже обстановка «желтого дома».
В ноябре прошлого года, напомним, вице-губернатор Александр Полукеев сообщал и о том, что в рамках рассчитанной до 2015 года программы предусмотрена организация парковки под Марсовым полем. После разразившегося скандала, правда, последовали уточнения — не под мемориальной частью, а где-то рядом. Теперь горожан уверяют, что от этих планов вообще отказались. Хотелось бы верить.
…Эх, сколько раз мудрецы предупреждали: поосторожнее с мыслеформами! И с шуточками дурацкими — добавим, тоже. Помнится, на «антимиллеровской» выставке, представленной питерскими художниками и развеселой оппозиционной общественностью в пику открывшейся в академии экспозиции проектов газоскреба, были предложены сатирические проекты застройки и Марсова поля, и сумасшедшие идеи эксплуатации нерентабельно пустующей Дворцовой, и решения транспортной проблемы за счет превращения Невы в полноценную автотрассу. Они думали, что шутки шутят. А в Смольном, между прочим, серьезные люди сидят. На очень серьезных денежных потоках.
И глаз не смыкают, думу думая — как бы эти потоки направить в нужное русло.

Татьяна ЛИХАНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА