Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Демократ должен сидеть в тюрьме?

13 марта 2008 10:00

На сайте питерского «Яблока» сейчас — более 700 подписей.

В России набирает силу движение в защиту «первого политического заключенного эпохи Медведева»

Лидер питерского «Яблока» Максим Резник остается под арестом. После решения суда, о котором рассказывала «Новая», он был помещен в СИЗО на улице Лебедева: сперва — в 12-местную камеру (где по факту было 26 человек), затем — в 3-местную, где сейчас и находится.
7 марта ему было предъявлено обвинение, впрочем, не содержащее никаких сюрпризов: следователь Михаил Калганов повторил в нем все, что было написано в решении суда. Две статьи УК — 319-я (оскорбление представителя власти) и 318-я, часть 1 (применение к представителю власти насилия, не опасного для жизни или здоровья). Под насилием, напомним, имеется в виду пара синяков, якобы нанесенных милиционеру. По 319-й статье Резнику грозит штраф или исправительные работы на срок до года, по 318-й — заключение на срок до пяти лет.




Ловкость рук, и никакой политики
6 марта адвокаты Резника Борис Грузд и Юрик Айрапетян (сейчас к ним присоединился Леонид Сайкин) подали в Городской суд кассационную жалобу, прося отменить постановление судьи Ольги Андреевой о мере пресечения. Адвокаты полагают постановление не только необоснованным, но еще и политически мотивированным — о чем, собственно, говорится открытым текстом в самом постановлении.
«Судя по логике суда, — говорит Борис Грузд, — нормальному ходу расследования препятствует политическая деятельность Резника. Следовательно, для успешного завершения следствия необходимо добиться ее прекращения. А если бы Резник не вел политическую деятельность, то он не располагал бы возможностями оказания незаконного давления на следствие. Следовательно, тогда бы он не был заключен под стражу. Таким образом, решение суда об избрании меры пресечения политически мотивированно. Об этом же свидетельствуют формулировки следователя и суда о том, что участие Резника в массовых акциях протеста против правящего режима (митингах и демонстрациях)… «свидетельствует о сформировавшемся у Резника М.Л. устойчивом противоправном поведении» и «отрицательно характеризует его как личность». Но дискриминация в демократическом правовом государстве по признаку политических убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям недопустима. И еще: Резника арестовали с формулировкой: «для обеспечения исполнения решения суда». Выходит, следователь заранее знает, каким будет приговор?»
Рассмотрение кассационной жалобы, впрочем, состоится не ранее следующей недели, а когда именно — неизвестно. По словам адвокатов, а также по словам матери Максима Резника Галины Малиновской, он ни на что не жалуется, выглядит стойким и уверенным и ни в коем случае не сломленным. А тем временем движение в его защиту набирает обороты — ничего подобного в России не было уже давно.

За «Яблоко», за Резника
Ниже «Новая» приводит лишь малую часть тех, кто требует освобождения Максима — и этот список пополняется с каждым часом. Люди ставят свои подписи на сайте питерского «Яблока», на сайте движения «За права человека», лично приходят в офис на улице Маяковского, чтобы подписаться… Большинство из них очень далеки от политики — но их возмущает полицейская акция властей, и они понимают, что на месте Резника завтра может оказаться любой из них, ибо произвол органов, почему-то именуемых правоохранительными, сегодня практически ничем не ограничен.
Личные поручительства за Максима в дополнение к тем, что уже были, представили знаменитые артисты Олег Басилашвили и Сергей Юрский, Григорий Явлинский, его заместитель Сергей Митрохин, лидер СПС Никита Белых, глава ФАС (и одновременно зампред «Яблока») Игорь Артемьев, сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис, писатель и критик Самуил Лурье.
Беспокойство арестом Резника уже выразили и европейские парламентарии — из Германии и Швеции. Парламентарии Гамбурга заявили: «Зная его много лет, мы не можем поверить в те обвинения, которые против него выдвигают. Более того, учитывая, что Максим является ярким оппозиционным лидером города, мы видим в происшедшем политическую подоплеку». Шведские парламентарии недоумевают: «Помня характер Максима Резника и характер вменяемых ему преступлений, мы отказываемся понимать, почему было необходимо его арестовывать».
Поддержка Резника за эти дни проходила и в форме публичных акций. Начиная с 5 марта, у Городской прокуратуры ежедневно с 14 до 18 часов проводятся одиночные, не требующие по закону согласований пикеты «Свободу Максиму Резнику!». В них, кроме яблочников, участвуют и представители других партий и движений, и обычные граждане, желающие выразить таким путем свое отношение к происходящему. Со вторника пикетчики стоят также у Смольного, в среду проходил пикет у Законодательного собрания, а сегодня планируется у полпредства президента на Петровской набережной. В пикетах уже «отдежурили» Ольга Курносова, Игорь Сошников, Юрий Вдовин, Михаил Амосов, Татьяна Дорутина, Алексей Девотченко, Наталия Евдокимова, Ольга Цепилова, Михаил Борзыкин, Ольга Штанникова… В «Яблоке» говорят, что на участие в пикетах стоит большая очередь — желающих очень много.
Эксцессов пока нет — в отличие от Москвы, где нескольких пикетчиков почему-то задержали. Правда, в среду к Марианне Хануковой, стоявшей у питерской прокуратуры, подошли двое каких-то молодых людей и молча встали рядом. На предложение дежурного по прокуратуре отойти в сторону провокаторы не отреагировали (суть проста: при наличии более чем одного человека пикет тут же можно объявить незаконным и задержать пикетчика). И только после того, как Ханукова временно свернула свой плакат и взяла паузу, провокаторы удалились.
9 марта на Исаакиевской площади прошел флэшмоб в защиту Максима Резника: около 150 человек выстроились в большой круг в сквере напротив Горпрокуратуры и молча читали газеты со статьями про Резника — из «Новой газеты», газет «Мой район», «Коммерсант» и «Ведомости». Акция продолжалась около 15 минут, и ни одного милиционера при этом не присутствовало. Видимо, команды не было.
… Отказывая Галине Малиновской в свидании, следователь Калганов выразил крайнее неудовольствие публичными акциями в защиту Резника, которые-де «мешают нормальному ходу следствия». «Отпустите моего сына — и акции сразу прекратятся», — резонно заметила Галина. Ответа не последовало.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС


Они поддержали Максима Резника
Людмила Алексеева
Елена Боннэр
Сергей Ковалев
Владимир Буковский
Лев Пономарев
Борис Стругацкий
Нина Катерли
Александр Сокуров
Олег Басилашвили
Сергей Юрский
Самуил Лурье
Лилия Шевцова
Григорий Явлинский
Алексей Симонов
Александр Городницкий
Александр Марголис
Никита Белых
Виктор Шендерович
Глеб Якунин
Михаил Касьянов
Гарри Каспаров
Борис Немцов
Оксана Дмитриева
Андрей Пионтковский
Яков Гилинский
Юрий Вдовин
Александр Винников
Наталия Евдокимова
Юрий Нестеров
Элла Полякова
Юлий Рыбаков
Борис Пустынцев
Ольга Старовойтова
Анна Шароградская
Владимир Шнитке
Владимир Кара-Мурза (мл.)