Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Газовая атака на кошелек

24 декабря 2007 10:00

Дед Мороз разморозит тарифы сразу после Нового года

Думские выборы закончены – настала пора повышать тарифы. Уже самое начало будущего года обещает нам изменение цифр в квитанциях на квартплату, существенно превышающее прогноз инфляции. Более того, такие темпы запланированы на ближайшие три года. С учетом столь же «оптимистичных» прогнозов роста цен на продукты и бензин – хочется спросить: если это называется процветанием (о чем нам без устали рассказывают), то что называется кризисом?
Очередное взвинчивание коммунального прайса объясняют ростом цен на газ. Но газовая отрасль в Петербурге – это не некий автономный монополист, диктующий городу и миру свои правила. С тем же Смольным газовщики находятся в родственных отношениях – причем не в переносном, а в буквальном смысле.




Куда скачут цены


Для начала о том, что будет в следующем году. А будет – 14-процентный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Больше всего, как сообщает нам вице-губернатор Михаил Осеевский, вырастет в цене газ: на 24.6% – природный, на 21.3% – сжиженный. Электричество подорожает на 13.8%, горячая вода и отопление – на 13.0%, водоснабжение и канализация — на 13.5%. И, судя по заявлениям председателя Комитета по тарифам Олега Тришкина, «в расчете на среднестатистическую семью из трех человек прибавка к квартплате составит 240 рублей». Но Тришкин полагает, что это «не очень дорого, исходя из того, что зарплаты петербуржцев в этом году выросли на несколько тысяч рублей».
Зарплаты и вправду выросли. Но у всех – по-разному. В начале года в городе в среднем получали 14.8 тысячи рублей в месяц. В сентябре – 16.7 тысяч, в октябре – 17.1 тысячи.
А если конкретно, то, скажем, в образовании средняя зарплата в сентябре была 12.1 тысячи рублей, в здравоохранении (при всей его нарастающей коммерциализации) – 15 тысяч. Зато питерские чиновники в сентябре получали в среднем по 34.8 тыс. – больше, чем в Москве (там всего-то 31.2 тыс.). И в два раза больше, чем федеральные чиновники, работающие в Петербурге (16.3 тыс.), на излишнее количество которых так жалуется губернатор Валентина Матвиенко. Количество, может быть, и излишнее. Но городские обходятся вдвое дороже – так не на это ли расходуется наш так стремительно растущий городской бюджет?
«Скачки цен на газ (в этом году его оптовая цена выросла на 25%) не дают обуздать ставки на коммунальные услуги», – уверяет вице-губернатор Осеевский. Все электростанции города работают на газе – и от цены на него прямо зависит стоимость электроэнергии, отопления и горячей воды. К тому же все инженерные сети города, как нам говорят, находятся в аварийном состоянии, и необходимы деньги для их капитального ремонта – потому и растут цены.
Но очень хочется спросить: тарифы росли постоянно – куда делись деньги, которые брали с нас? Почему на них не ремонтировали сети?
Заметим, что все основные тарифы (в том числе плату за содержание и текущий ремонт жилья) теперь устанавливает исключительно городское правительство – депутаты ЗакСа приняли закон, по которому передали Смольному все эти полномочия.


Неглубокая заморозка


Не хочется быть плохим пророком, но по «славной» традиции сразу после Нового года может подорожать и общественный транспорт. Это решение также находится в компетенции Смольного и принимается без всякого учета наших интересов. В Москве с Нового года проезд на общественном транспорте дорожает – и Петербург вряд ли отстанет от Первопрестольной. К тому же продолжает дорожать бензин, а значит, повышение платы за проезд в любом случае не за горами.
Наконец, растут и «обычные» цены: каждый новый заход в магазин дает возможность в этом убедиться. Сахар, масло, творог, сыр постепенно ползут в цене. И, как нам обещают разные эксперты, в предновогодние дни этот рост вполне может ускориться. Тем паче что соглашение о заморозке цен на так называемые социально значимые товары действует только до Нового года.
А теперь – вернемся к началу: как объясняет администрация, почти все тарифы ЖКХ тянет за собой растущая цена на газ. Замечательно. Ну-ка, вспомним, уважаемый читатель: что нам рассказывали о благах, которые несет городу приход щедрого Газпрома? Прямо меценаты, понимаешь: деньги так и льются рекой в питерский бюджет. И что затем? А затем – вот что: не столько Газпром дает городу, сколько мы – Газпрому. И это я не только о пресловутом «Охта-центре».
Один из самых широко разрекламированных проектов Газпрома – реконструкция систем теплоснабжения в различных районах Петербурга, где соответствующие сети изношены, и зимой температура в квартирах оставляет желать лучшего. Газпром вкладывает огромные инвестиции, и мы должны относиться к этому с благодарностью», – уверяет губернатор.
Газпром действительно вкладывает деньги. Но никакой благотворительностью тут и не пахнет. Потому что городскими законами и постановлениями городского правительства закреплен простой принцип: плата за отопление устанавливается «с учетом возврата инвестированных средств и обеспечения доходности инвестированного капитала». Это означает, что все затраты Газпрома-благодетеля на самом деле оплачивают жители, поскольку для них устанавливаются повышенные тарифы.
И уже сегодня там, где Газпром реконструирует тепловые сети, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Петербургтеплоэнерго» (внучка компании «Газпром», специально созданная для этих целей), – в полтора раза выше, чем в других районах. На Петроградской стороне «Петербургтеплоэнерго» отпускала в 2006 году тепло по 880 рублей за гигакалорию, а ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» – по 590 рублей за гигакалорию…
Аналогичные программы собираются реализовывать еще в двух районах города – Курортном и Петродворцовом. Газпром вложит около 3 млрд рублей!» – громко сообщает администрация города. И значительно тише сообщается, что город путем предоставления субсидий компенсирует Газпрому подавляющую часть этих средств. А все остальное оплатят петербуржцы.


Смольный и Газпром породнились


Все вышеупомянутое происходит в соответствии с «договорами о сотрудничестве», которые питерская администрация регулярно подписывает с Газпромом, объявленным «стратегическим инвестором Петербурга». При этом компании гарантируется «содействие в получении кредитных, налоговых и иных льгот» и «содействие в оформлении договоров аренды земельных участков». Да и как не гарантировать, если отношения с ней у Смольного уже перешли на родственный уровень?
Так, весь газораспределительный комплекс города находится в управлении другой «внучатой племянницы» газового монополиста – ООО «Петербурггаз». Его генеральный директор – сын экс-губернатора области, а ныне сенатора – Сергей Вадимович Густов. А его заместитель – Константин Викторович Лобко, сын вице-губернатора Петербурга и второго человека в Смольном Виктора Лобко. Еще вопросы есть?

Борис ВИШНЕВСКИЙ


Досье «Новой»
С января 2000 по январь 2007 года отопление и горячая вода подорожали в десять раз, холодная вода – в семь с половиной. И это при общем росте цен за это же время в 2.5 раза. Предложение ограничить квартплату величиной в 10% от совокупного дохода семьи (сейчас максимум – 18%, и только тем, у кого уходит больше, полагается компенсация из городского бюджета) наталкивается на ожесточенное сопротивление Смольного, «Единой России» и ЛДПР.