Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

С первым днем тоталитаризма

26 ноября 2007 10:00

Максим Резник: «Кандидатов в Думу задерживали по списку»

Несогласные не взяли Зимний. Зато ОМОН взял несогласных

— Если нам не дадут собраться и пройти шествием по улицам города, мы будем считать этот день первым днем тоталитарного режима в России, — заявила лидер петербургского отделения ОГФ Ольга Курносова на брифинге перед началом вчерашнего Марша несогласных.
Судя по тому, что произошло через несколько минут, тоталитарный режим в России наступил в минувшее воскресенье, в 11 утра по московскому времени.




Далеко не ушли
Марш «Убей Дракона» начался с брифинга в петербургском офисе «Яблока» в десять утра. Давно уже эта оппозиционная партия не собирала у себя столько журналистов. Здание на Маяковского, 46, было окружено автозаками и омоновскими броневиками. Лидеры несогласных, хотя и понимая, что еще раз в этот день высказаться им вряд ли удастся, надолго задерживать внимание публики не стали.
Выступавшие сосредоточились на трех моментах: во-первых, от офиса «Яблока» к Дворцовой площади все собравшиеся должны были пройти без флагов и какой-либо символики, неся в руках белые гвоздики как символ своих исключительно мирных намерений; во-вторых, предупредили об ожидаемых провокациях, инспирированных властью; в-третьих…
Перед тем, как 150–200 человек несогласных и журналистов двинулись по улице Маяковского, Максим Резник еще раз предупредил в мегафон о том, что надлежит идти, не нарушая законов, без всякой символики. Но, как только началось движение, пять неизвестных молодых людей в конце колонны подняли черный флаг НБП — с траурным серпом и молотом (так называемый флаг «наоборот»). И сразу же заранее выстроившиеся у яблочного офиса омоновцы набросились на людей. Несогласных били дубинками, хватали и тащили в автозаки.



— Блокируйте их! Всех блокируйте! — орал милицейский начальник.
За несколько минут было задержано около ста человек, в их числе лидеры оппозиции: яблочники Максим Резник, Юлий и Николай Рыбаковы, Михаил Амосов, Ольга Евдокимова, лидеры СПС Леонид Гозман и чуть позже Никита Белых, правозащитница Элла Полякова, председатель ОГФ Петербурга Ольга Курносова и другие. Многие пострадали от ударов дубинками, в том числе лидер молодежного Яблока» в Петербурге Александр Шуршев, доставленный с сотрясением мозга в Мариинскую больницу. Пресс-секретарю «Солдатских матерей» Зое Барзах в отделе милиции стало плохо с сердцем, пришлось вызвать скорую помощь. Орудуя дубинками, омоновцы подбадривали себя матерком (кстати, прекрасная иллюстрация к Дню матери, который празднуется 25 ноября…)
Андрей Дмитриев, лидер питерских запрещенных нацболов, задержанный у Финляндского вокзала за полчаса до событий на Маяковской, заявил, что никакого отношения к провокации у офиса «Яблока» его соратники не имеют. Максим Резник придерживается той же точки зрения:
— Пятеро молодых людей, которые подняли флаг, были задержаны вместе со мной. Но из отделения их сразу отпустили — так что вряд ли это были настоящие нацболы.
На это же указывают очевидцы массовых задержаний, которые якобы видели, как псевдолимоновцы, прежде чем присоединиться к шествию, мирно курили в арке одного из соседних домов вместе с омоновцами.



Запретная зона
Оставшаяся на свободе небольшая группа несогласных под руководством председателя василеостровского «Яблока» Ольги Галкиной отправилась на Дворцовую площадь.
Приближался полдень — время начала марша. Все дальние подходы к главной площади Петербурга были перекрыты кордонами милиции и тяжелыми грузовиками.
— Запретная зона! — заявляли охранники правопорядка тем, кто хотел полюбоваться на Александрийский столп и арку Главного штаба.



У выхода с площади на Дворцовый проезд растянулись шеренги ОМОНа. На обочинах были припаркованы автобусы для задержанных и поливальные машины — вероятно, на случай, если несогласных потребуется превратить в ледяной столп.
Примерно в двенадцать часов подошедших участников шествия, с несколькими флагами и надувными крокодилами, начали задерживать. При этом автомобильное движение по Дворцовому проезду и набережной перекрыто не было, и люди, стесненные милицией на узких тротуарах, имели все шансы оказаться под колесами машин. Задерживали всех подряд: иностранных туристов, случайных прохожих. Какой-то упорный милиционер в течение часа через мегафон распугивал гостей города тем, что акция на Дворцовой не санкционирована, и просил всех отправляться к БКЗ. Прохожие, особенно иностранцы, живо интересовались указаниями непрошенного гида в форме.
Всего к площади подошло не менее пятисот несогласных, хотя группы их не имели общего руководства и были довольно разрознены. Лишь пару раз над толпой раздавалось громкое скандирование: «Это наш город!» — и ОМОН сразу же активизировал задержания. Всего в автозаки с Дворцовой переправили около трехсот человек. В их числе оказался петербургский журналист Дмитрий Жвания, доставленный в 71-й отдел милиции одновременно с неким французским гражданином, случайно оказавшимся на Дворцовой.
Часть несогласных, видимо, осознав, что Зимний им не взять, двинулась к БКЗ «Октябрьский», где с утра собралось около 50 активистов СПС, совершенно потерявшихся на фоне бесчисленных правоохранителей. Подъехавшая сюда с Дворцовой Ольга Галкина намеревалась рассказать собравшимся о событиях дня, но милиция внезапно заявила ей, что и здесь акция не согласована! Оппозиционеры предпочли не вступать в пререкания и разойтись. Однако вскоре к БКЗ подтянулись другие несогласные с Дворцовой, вооруженные надувным крокодилом, — этих ОМОН уже не мог упустить. Еще около тридцати человек было задержано на Лиговском.
В итоге — до пятисот задержанных, которых доставили в 71, 76, 79, 12, 11, 29, 2-е и другие отделы милиции; десятки пострадавших; город, переведенный на осадное положение: тысячи сотрудников ОМОНа и милиции, проверявших документы у всех встречных, срочников внутренних войск. И на фоне этого — десятки предвыборных баннеров и растяжек, напоминающих, что «ты есть в Плане Путина», а значит, придут и за тобой.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Сергея ЕРМОХИНА и Михаила МАСЛЕННИКОВА


Валентину Матвиенко больше не пустят в Европу?
Заслуженный артист России, лауреат государственных премий Алексей Девотченко выступил с предложением к российским правозащитникам — обратиться с открытым письмом к руководству Европейского союза с просьбой объявить губернатора Петербурга Валентину Матвиенко персоной нон-грата.
— По своей сути она является дикой помещицей и грубо нарушает права российских граждан (ст. 30-34 Конституции РФ — о свободном волеизъявлении), — пояснил Алексей Девотченко. — Мне кажется, что Валентина Ивановна должна ездить только в Беларусь, Туркменистан, Венесуэлу и Северную Корею, то есть в те страны, которые поддерживают аналогичный режим, что и она. Я возмущен тем, что был сорван петербургский Марш несогласных. Произошло это по вине властей и, в первую очередь, по вине Валентины Ивановны. Я первым подпишусь под этим обращением, если оно будет составлено.

Подготовила Ирина СМИРНОВА



Из первых рук

Лидера питерского «Яблока» кандидата в депутаты Госдумы Максима Резника и другого кандидата, Андрея Скоркина, к вечеру воскресенья выпустили из 76-го отдела милиции. Еще одного кандидата, избитого омоновцами Александра Шуршева, отвезли в Мариинскую больницу на Литейном проспекте.
«Нам инкриминируют организацию несанкционированного шествия, — сообщил Резник. — «Обычных людей тоже понемногу отпускают, им инкриминируют нарушение правил дорожного движения, выход на проезжую часть — и это несмотря на то, что вся улица Маяковского, где нас задерживали, была перекрыта ОМОНом».
По информации Максима Резника, Шуршева избили настолько сильно, что он потерял сознание: «Сашу ударили дубинкой, у него огромная шишка на голове, кровоточащие ссадины; его по полной программе изваляли и утащили...»
По сведениям Резника, избит также кандидат в Госдуму Николай Рыбаков, где он сейчас — пока неизвестно. Задержаны кандидаты Даниил Коцюбинский, Михаил Амосов, Ольга Штанникова, Юлий Рыбаков, Ольга Курносова, Ольга Цепилова. Все они на момент выхода номера находились в 29-м отделе милиции, а Коцюбинский и Амосов, по последним данным, вообще сидели в автозаке где-то на подступах к ОМ. «Такое ощущение, что брали всех кандидатов по списку», — говорит Максим Резник.

Леонид Гозман: «Согласно протоколу, я выкрикивал антипутинские лозунги»
Один из лидеров СПС кандидат в депутаты Госдумы Леонид Гозман был доставлен в 79-й отдел милиции, где на него составили протокол.
«Согласно протоколу, я был задержан на улице Маяковского якобы за неповиновение законному распоряжению сотрудников милиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствованию исполнения ими служебных обязанностей...» — сообщил Гозман корреспонденту. Также, по информации Леонида Гозмана, как следует из протокола, он якобы принимал активное участие в несанкционированном митинге и шествии. «Во время шествия Гозман Л. Я. привлекал внимание граждан к проблемам политики, выкрикивал антипутинские лозунги, тем самым высказывая отношение к своим политическим взглядам», — процитировал Гозман фрагмент протокола.
«Разумеется, такой бред я не подпишу, я не сумасшедший», — заявил Леонид Гозман. По словам лидера СПС, при задержании его ударили, и теперь у него сильно болит рука. После того, как его отпустят, Гозман поедет в клинику.

Николай Рыбаков: «О задержании кандидатов в депутаты Госдумы уже доложено генеральному прокурору»
«Я шел с коллегами Наталией Евдокимовой, Ольгой Штанниковой, Ольгой Цепиловой, и, когда омоновцы рассекли нашу колонну, стал кричать им, что мы — кандидаты в депутаты, — рассказывает Николай Рыбаков. — Им это, конечно, не понравилось, поэтому, заламывая мне руки, они несколько раз ударили меня дубинкой по спине».
Рыбаков отметил любопытную деталь: несогласных теснили к стенам домов, но двери всех магазинов оказались закрыты. «Очевидно, к этому мероприятию готовились специально», — считает Николай.
Сразу после задержания Рыбаков позвонил дежурному ГУВД и дежурному прокурору города и сообщил о похищении людей. «Поскольку никто из задерживавших нас не представился и не давал никакой информации! Всех скопом посадили в автозак и повезли в неизвестном направлении, — говорит Николай.
Однако обращение в вышестоящие правоохранительные органы ничего не дало. Около трех часов группу людей, среди которых было множество кандидатов в депутаты Госдумы, продержали в запертом темном фургоне, ничего не объясняя. И только затем стали по одному выводить и препровождать в 78-й отдел милиции, возле которого, как обнаружилось, и была припаркована машина с задержанными.
Всем, по данным Николая Рыбакова, инкриминировали нарушение установленного порядка шествия и скандирование лозунга «Долой монополию на власть!». «А Даниилу Коцюбинскому творчески добавили, что он якобы выкрикивал еще что-то нелицеприятное про Путина. На самом деле мы шли, по договоренности, молча, без плакатов, только с цветами», — подчеркивает Рыбаков.
По оценке Рыбакова и его соратников, очень важно то, что вчера они официально уведомили Горизбирком о том, что с утра в офисе на улице Маяковского будет проводиться встреча кандидатов с избирателями. Но это тоже не возымело действия.
В отдел по настоятельному требованию задержанных все-таки приехал помощник прокурора Центрального района и заявил, что о произошедшем уже доложено в Генеральную прокуратуру и что «разбираться с этим будут в Москве». Известно, что кандидатов в депутаты Госдумы не имеют права задерживать без санкции генерального прокурора.

Подготовила Валерия СТРЕЛЬНИКОВА