Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Казаки по вызову

13 сентября 2007 10:00

Казаки присматриваются к оппозиции, собаки принюхиваются

Российское казачество снова мобилизуют на борьбу с революционными элементами

Нападение представителей так называемой «казачьей стражи» на нацболов во время субботнего марша окончательно поссорило «Яблоко» и движение «Народ». Запрещенные национал-большевики почему-то заподозрили яблочников в том, что именно они пригласили казаков, хотя до сих пор представители этой партии вроде бы не носили штанов с лампасами, не рубили с плеча и не называли Явлинского атаманом. Тем не менее версия получила распространение — ее поддержало петербургское ГУВД, обнаружив неожиданную солидарность с гонимыми нацболами.
Впрочем, как выяснила «Новая», ни яблочники, ни лимоновцы, ни другие дружественные им фрукты к появлению казаков не причастны. Казаки пришли по зову сердца, а также… по приглашению муниципальных депутатов.


Казаки присматриваются к оппозиции, собаки  принюхиваются


Необычные блюстители порядка на митинге, прошедшем 8 сентября в центре города, были замечены впервые. До сих пор правоохранительные структуры обходились своими силами. Пусть даже стягивая эти силы из семи регионов России, и привлекая поголовно, невзирая на звания и чины, всех подряд: от младших инспекторов ДПС до полковников ФСБ. Зато справлялись неплохо. По крайней мере, по опыту прошлых маршей, в отделы милиции и мировые суды доставляли пачками митингующих, а не омоновцев.
Однако на марш 8 сентября, помимо участников, прибыли казаки с собаками. В принципе, стражников от РОО «Казачья дружина» насчитывалось значительно меньше, чем тех же дружинников или сотрудников РУВД (по неофициальным данным, не больше двух-трех десятков). Может быть, даже казаков и не запомнил бы никто, если бы не участие этих колоритных «охранников» в единственном привлекшем внимание субботнем инциденте.
В парке Чернышевского на нацболов, неожиданно развернувших черные флаги, набросились люди крепкого телосложения в жилетках с надписью «Казачья дружина». Милиционеры не пытались остановить казаков, отбирающих флаги и ломающих древки, но и не примыкали к ним. В итоге произошла небольшая потасовка, после которой флаги у лимоновцев частично отняли и сломали (7 штук), частично (еще 10 штук) заставили свернуть. Больше всего национал-большевики обиделись на применение силы. Петербургский лидер запрещенной НБП Андрей Дмитриев тут же публично заявил:
— Нападение «Казачьей дружины» — дело рук организаторов марша. Они еще перед маршем ставили слишком много условий участникам. А когда наши партийцы чрезмерных требований не выполнили, видимо, решили их наказать, — объяснил причину обиды Дмитриев.
Правда, на следующий день в интервью корреспонденту «Новой» главный национал-большевик северной столицы был уже более сдержан:



— Я не исключаю, что о казаках побеспокоились организаторы акции. А кто еще? Яблочники на самом деле загоняли нас в узкие рамки. Сначала они вообще не хотели видеть нас в своих рядах. Потом заставляли менять цвет флагов. О том, что нам нельзя выходить с черными полотнами, мы узнали лишь за два дня до марша, когда скорректировать что-либо было уже поздно… Хотя до крайних мер, возможно, дошли и не сами организаторы. Сейчас я уже уверенно не скажу, кто позвал казаков.
Несмотря на сомнения «потерпевших» от казачества, петербургское милицейское управление сразу и охотно разделило позицию нацболов:
— По нашей информации, казаков пригласили на марш сами организаторы для обеспечения порядка, безопасности и охраны, — сообщил корреспонденту «Новой» начальник пресс-службы ГУВД Петербурга и Ленинградской области Вячеслав Степченко. — А мы их точно не привлекали…
— Абсолютная ложь! — бурно отреагировал на такое утверждение один из главных организаторов сентябрьского марша лидер партии «Яблоко» в Петербурге Максим Резник. — К появлению на митинге казаков мы явно никакого отношения не имеем. У петербургского «Яблока» давно заключен договор с частным охранным предприятием, которое уже не раз помогало нам в ходе подобных мероприятий. Своих охранников мы обычно просим никак себя не проявлять — у них даже нет опознавательных знаков. Я полностью уверен, — высказал свое мнение в интервью «Новой» Максим Резник, — что привлечение казаков — инициатива власти. Кстати, у сотрудников «Казачьей дружины» на одежде имелись знаки муниципальных советов МО № 65 и № 68.
В приемной председателя МС МО № 65 корреспонденту «Новой» подтвердили:
— Да, это действительно мы пригласили на Марш за сохранение Петербурга казаков. Наш муниципальный совет на договорных условиях часто привлекает представителей общественной организации «Казачья дружина», — сообщил главный специалист МС Михаил Федоряк. — Поскольку они, как и милиция, нужны для поддержания порядка.
Раскрывать, кто выступил инициатором последнего приглашения, объяснять необходимость присутствия на митинге казаков, а также обсуждать их функции и полномочия Михаил Федоряк отказался.
— Если вообще такие комментарии возможны, — подчеркнул он, — то только лично от главы муниципального совета, и не раньше следующей недели.
Впрочем, секрет, вызванный субботним происшествием на митинге, раскрыли сами казаки. В РОО «Казачья дружина» корреспонденту «Новой» вчера сообщили, что у существующей в Петербурге уже более 15 лет общественной организации есть коммерческие соглашения о взаимодействии и с муниципалами, и с правоохранительными органами. На марш 8 сентября казаков, по их заверениям, позвали чиновники. Опыт участия в таких шествиях для «казачьей стражи» был в новинку. Если не считать, конечно, исторического опыта по разгону митингов и демонстраций, накопленного казачеством еще в царской России.
— К сожалению, до конца этой недели в городе отсутствует наш атаман, поэтому мы тоже не можем дать официальных комментариев, хотя и понимаем, что выглядим сейчас злодеями в прессе, — сожалели «казаки-стражники». — Наверное, все бы в минувшую субботу прошло спокойно. Однако неформалы специально стали создавать провокационную ситуацию. Милиция стояла в стороне, поэтому вмешались мы. Если бы их остановили милиционеры, скандала бы не было…
Среди нацболов, участвовавших в потасовке, к счастью, не оказалось ни побитых, ни задержанных. Но из-за своего появления на марше казаки вступили в противоречие с законом. Напомним, что в 2006 году в Петербурге был принят закон «О государственной и муниципальной службе казачества».
— Раньше многие воспринимали казачьи отряды как потешные войска. Теперь это отношение изменится — казаки становятся реальной силой на службе государства, — не без гордости заявлял год назад один из бывших депутатов Законодательного собрания Петербурга и разработчиков законопроекта атаман Виталий Мартыненко.
Однако, согласно этому закону (статья 6 пункт 9), «члены казачьих обществ, их формирования не могут быть использованы для разрешения межнациональных конфликтов и пресечения публичных мероприятий, проводимых населением и общественными объединениями, политическими партиями и движениями».
Закон единогласно приняли депутаты. Так кто же взял на себя смелость пригласить казаков?

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Алексея ДЬЯЧЕНКО


Справка «Новой»:
Использование казаков против мирных демонстрантов было обычным делом для правительства царской России. Последнее упоминание об усмирении бунтовщиков казачьими отрядами относятся к февралю-марту 1917 года. Затем, когда в Петрограде и прочей России почувствовали зыбкость Временного правительства, казаки предпочитали уже не вмешиваться в политику, заявляя устами своих атаманов, что «мы не жандармы и полицейские». Но к тому времени отношение к казакам было уже в основном негативным: даже умеренные кадеты почитали их слугами «антинародного режима». Большевики, проводившие в период Гражданской войны безжалостную политику «расказачивания», во многом мстили за те неравные уличные бои на петербургских улицах, в которых прежде побеждали казачьи нагайка и шашка.