Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«дело, которое не требует огласки»

2 августа 2007 10:00

На случай «Исламской угрозы» за спиной всегда есть охрана

раскрыто спецслужбами, ждет суда и оставляет столько вопросов, что отвечать на них даже не пытаются

Трое задержанных по подозрению в организации покушения на губернатора Валентину Матвиенко сейчас находятся под арестом и изучают материалы дела. Следственное управление ФСБ по Петербургу недавно обвинило их в «приготовлении к посягательству на жизнь государственного деятеля» и в «незаконном приобретении и хранении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ».
— Дело готовится к передаче в суд, — во вторник отрапортовали первые лица генеральной прокуратуры РФ по СЗФО.
— Предполагаем направить через месяц-два, — уточнили в петербургском ФСБ. — Не исключено, что процесс затянется.
— Заказное дело, — вздыхают близкие и родственники обвиняемых, — а парни, если повезет — попадут за решетку на 12 лет, а если нет — получат пожизненное заключение. А за что?..


На случай «Исламской угрозы» за спиной всегда есть охрана


Большой секрет ФСБ
31 июля (во время официального подведения итогов полугодовой работы прокуратуры) заместитель генерального прокурора России по СЗФО Александр Гуцан заявил:
— На сегодняшний день все, кого следствие считает причастными к подготовке покушения на губернатора Петербурга Валентину Матвиенко, задержаны. Ни кто они, ни сколько их, уточнять не буду. Арестованным предъявлено обвинение, но я бы не хотел комментировать ход следствия, так как это не то дело, которое требует огласки, — отметил Александр Гуцан.
— Я не могу назвать точно число подследственных, поскольку это — компетенция ФСБ, дело расследуется ими, — позднее объяснил в интервью корреспонденту «Новой» помощник генпрокурора РФ по СЗФО по особо важным делам Михаил Матвиенко. — Нам известно только, что задержана вся группа лиц. А кто они — без комментариев.
— Обвиняемых — трое, — уточнили «Новой» в УФСБ по Петербургу и Ленинградской области, — хотя изначально по делу проходили четыре человека. Двоих из них задержали сразу (в ночь с 17 на 18 мая), а 24 мая им были предъявлены обвинения. Третий обвиняемый в деле появился 13 июня (ему изменили меру пресечения с подписки о невыезде на арест). Четвертый фигурант (ранее задержанный) теперь проходит по делу свидетелем. Новых фигурантов в этом деле нет. — За посягательство на жизнь Валентины Матвиенко, — добавили в силовом ведомстве, — обвиняемым действительно грозит срок от 12 до 20 лет лишения свободы. А за хранение боеприпасов — еще от пяти до восьми лет.
Имена, пол, возраст, место жительства, национальность (стандартно оглашаемые данные преступников — Н.П.) федеральная служба безопасности держит в тайне, формально руководствуясь интересами следствия. Между тем, родственники таинственных террористов считают, что снять гриф «секретно» сегодня уже в интересах самих арестованных…

Кто в мешке?
Кого же все-таки поймали петербургские силовики? С кого уже третий месяц не спускают глаз? От чьего злого умысла уберегли госпожу Матвиенко?
Еще в мае из источников в ФСБ произошла утечка информации: вроде бы взорвать петербургскую градоначальницу задумали члены радикальной исламской организации «Хиз бут Тахрир аль ислами», проживающие в северной столице.
«Новой» удалось связаться с родственниками обвиняемых в организации покушения на губернатора Петербурга.
— На первом свидании сын спросил меня: за что я здесь? Что сделал? — рассказывала в интервью корреспонденту «Новой» мать одного из задержанных (сознательно пока не будем разглашать имен — Н.П.). — Когда я сообщила, что ему инкриминируют, мой мальчик сначала растерялся. Потом впал в уныние. Он до сих пор не может понять: на чем же строятся такие обвинения?..
Конечно же, их дети не ангелы. А чьи безгрешны? Но и матери, запуганные, как родители лиц, осужденных в годы сталинских репрессий, вызывали жалость. «Мы уже привыкли, а Вы имейте в виду: наш разговор прослушивается», — предупреждали родственники подследственных. В семьях почти государственных преступников не верят в заговор. Отрицают, что у их детей могли храниться полкило пластита и две ручные гранаты Ф-1, найденные при обыске. Однако родные уже неплохо знакомы с методами работы спецслужб...
— Все «преступление» сына, — убеждена мать, — в том, что он посещал в выходные медресе…

Великий исламский раскол
«Дело о покушении» началось с обыкновенного доноса, шло по многократно испытанной схеме нарушений прав человека, не имеет ни логики, ни фактов. На руку оно лишь тем, кто старательно раздувает конфликт между мусульманами и всей остальной частью общества, — пишет сайт «Ислам.ру» (независимый исламский информационный канал).— Причиной скандала вокруг покушения на Валентину Матвиенко и раскрытия в Петербурге «исламистского заговора» стали «сигналы» заместителя городской организации мусульман «Аль-Фатх» Джамалиддина Махмутова».
— Я ни при чем, — убеждал корреспондента «Новой» один из руководителей медресе «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов, — а меня (братья-мусульмане же!) обвинили в том, что сперва закрылся исламский культурный центр «Источник», потом было возбуждено уголовное дело в отношении «Исламского культурного центра Петербурга» под руководством Мохаммеда Хенни («Новая» писала об этом деле — см. № 26 за 2007 год), в конце концов — посадили этих двоих ребят…
Еще в феврале 2007 года заместитель председателя «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов написал письмо в Смольный и Государственную думу РФ. Махмутов уверяет, что он лишь призывал внести поправки в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», навести порядок, разделив общественные и религиозные организации, разобраться: где настоящий ислам, а где под видом «истинного ислама» на самом деле продвигают идеи «всемирного халифата», призывают к «вселенскому джихаду», твердят о необходимости «шариатского суда».
Вот как отреагировали товарищи по вере (на том же сайте «Ислам.ру») на обращение Махмутова: «Джамалиддин не выдержал. Поприжала расплодившаяся исламская конкуренция, вот и пришлось принимать меры. Написал письмо в администрацию — мол, наоткрывали тут центров, строят из себя исламские культурные, а сами выискивают «новобранцев» и пудрят им мозги всякими халифатами, вслух прикрываются Кораном, а шепотом к джихаду призывают. Сразу возникли проблемы у исламских общественных организаций города на Неве…»
Проблемы — это обыски в культурных центрах, в десятках частных квартир в городе и области, закрытие «Источника», и как итог — три молодых парня-мусульманина на скамье подсудимых. Стремились они к джихаду или банально попали в жернова конкурентной борьбы, религиозных споров, а заодно и в поле зрения ФСБ — сегодня главный безответный вопрос.

Скромная pr-акция спецслужб
Еще по следам несостоявшегося теракта больше других знающие журналисты полагали: «задержанным, очевидно, будет вменена ст. 222 УК РФ (приобретение и хранение оружия). Не более того. Потому что какой-либо реальной подготовки к покушению не было, а слова к делу не пришьешь…»
Недооценили коллеги спецслужбы. Шить умеют.
То, что задержанные — члены «Хиз бут Тахрир аль ислами» (или имели притяжение к каким-то иным религиозным экстремистским группировкам) — серьезное обвинение, требующее веских доказательств. Может быть, аргументы и есть, но о них никто не знает (ими не бравируют, не гордятся, не блещут). Подобная скромность — не в характере спецслужб. Ведь, едва задержав неких исламистов, «чекисты» громко протрубили на всю страну о спасении Валентины Матвиенко.
Случайно или нет, но маленькая скромная pr-акция пришлась ФСБ как нельзя кстати: теракт предотвратили накануне международного антитеррористического саммита, который состоялся в Петербурге 23 мая. Одна из основных рассматриваемых тем на заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ звучала так: «взаимодействие по пресечению деятельности религиозно-экстремистской организации «Хиз бут Тахрир аль Ислами». Похоже, петербуржцы удачно зарекомендовали себя, хотя и поволновали несколько Валентину Ивановну.
— Из-за утечки информации возникло ненужное беспокойство, — сожалела в конце мая «спасенная» Матвиенко и обещала, что «по окончании расследования будет дана исчерпывающая информация». Не пора ли?

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС


Досье «Новой»
«Хиз бут Тахрир аль Ислами» (в переводе с арабского — «Исламская партия освобождения») создана в 1953 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда. Организация моментально прославилась в мусульманском мире благодаря собственной интерпретации Корана и других основ религии.
Сегодня «Хиз бут Тахрир аль Ислами» объединяет приверженцев создания исламского халифата в Средней Азии, на территории Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Киргизии, Казахстана и других государств. Базой движения является Ферганская долина. Деятельность эмиссаров движения отмечена в двух десятках регионах России.
В послужном списке членов партии: покушения на президентов Узбекистана и Пакистана — Ислама Каримова и Первеза Мушаррафа, теракты в Ташкенте, Бишкеке, Индии и Пакистане.
«Хиз бут Тахрир аль Ислами» объявлена вне закона в большинстве стран мира. В России ее деятельность признана террористической и запрещена решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года. Активные участники группировки задерживались и даже были осуждены в Тюмени, в Нижнем Новгороде, Челябинске, Томске и других городах. Наиболее громкие операции за последнее время проведены спецслужбами — в Москве, Казани, Магнитогорске. Везде при обысках находили экстремистскую литературу, оружие и взрывчатку.