Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Разные счеты военной охоты

16 июля 2007 10:00

Сезон охоты на призывников закончился. В начале июля военкоматы доложили руководству о добытых «трофеях». Военные даже переусердствовали, сокращая количество уклонистов, искусственно оздоравливая молодых людей подходящего возраста и умножая число желающих служить… В итоге в Псковской области план призыва выполнили на 100%, в Новгородской области — на 102%, в Ленинградской области и Петербурге — перевыполнили на 14%. Какой ценой?

Только за июнь 17 петербургских новобранцев, призванных в армию весной, еще не дослужив до присяги, попали в госпиталь…



Петербургские «Солдатские матери» (в отличие от военных) иначе оценивают и ход, и успехи минувшей призывной кампании. На днях представители правозащитной организации проинформировали Комиссию по правам человека при администрации северной столицы о собственных итогах призыва.
«В ходе последних весенней и осенней кампаний в правозащитную организацию обратилось более 1000 человек. В итоге разбирательств по этим обращениям документально зафиксировано порядка 240 нарушений прав призывников. В течение весеннего призыва из 430 обратившихся права были нарушены в отношении более 200 человек. Из чего следует, что каждый второй молодой человек, который пытается добиться выполнения закона при призыве на военную службу, неоднократно сталкивается с нарушениями своих прав…»
По данным координатора правозащитной организации Оксаны Касьянчик, весной 2007 года «Солдатские матери Петербурга» зафиксировали пять случаев применения физической силы по отношению к призывникам и их родителям со стороны сотрудников военкоматов и милиции — в Приморском, Василеостровском, Красногвардейском и Невском районах города.
Правозащитницы также сообщили Комиссии о многочисленных нарушениях в действиях врачей, проводящих медицинское освидетельствование призывников. В среднем каждый второй петербуржец (18—27 лет) имеет ограничения к военной службе по состоянию здоровья. Однако медики не обращают внимания на жалобы молодых людей. Отказываются рассматривать справки и другие документы. Из-за формально проведенных обследований уже через несколько дней службы новоиспеченные солдаты попадают на больничную койку.
«В период осеннего и весеннего набора в армию в результате непрофессионализма и безответственности врачей, по данным организации, пострадали свыше 80 человек».
Сегодня петербургские «Солдатские матери» направят информацию о нарушениях во время призыва (изложенную в докладе Комиссии по правам человека) прокурору города Сергею Зайцеву и губернатору Валентине Матвиенко, военному комиссару Петербурга Игорю Бескровному и прокурору ЛенВО Игорю Лебедю.

Нина ПЕТЛЯНОВА


Прямая речь
Вячеслав ЛАБУТИН, военный прокурор 2-го отдела надзора военной прокуратуры Ленинградского военного округа:
— По итогам этого призыва работа еще предстоит. По итогам прошлого проведено 35 прокурорских проверок. Правомочному командованию внесено десять представлений об устранении нарушений закона. Должностным лицам объявлено семь предостережений о недопустимости нарушения закона. Привлечено к ответственности 7 должностных лиц военных комиссариатов. Восстановлены права 15 призывников. Уголовные дела в ходе осеннего призыва не возбуждались. Однако в ноябре 2006 года на шесть лет лишения свободы был осужден начальник отдела кадров военного комиссариата Ленинградской области Беляров, который за получение взятки в размере 3400 долларов США освободил от призыва на военную службу четырех человек.

Элла ПОЛЯКОВА, председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»:
— У нас в городе проводится зачистка. Просто зачистка молодых людей в зависимости от их возраста: от 18 до 27 лет. Это чистая дискриминация. На Загородном проспекте, 54 (сборный пункт), по 100 человек в день отловленных ребят содержатся хуже, чем в тюрьме. Я лично разговаривала с молодым человеком, который оттуда убежал. Он рассказывал о тех условиях, которые на Загородном, 54: натуральная продажа живого товара.
Совершенно вопиющий пример: не годный по состоянию здоровья призывник (у которого вся семья — психически больные, состоят на учете в ПНД, сам мальчик имеет четыре класса коррекционной школы) четыре дня находился на Загородном, 54. Покупатели отказывались от такого «товара», но военные не отпускали мальчика. И только когда активно вмешалась мама и мы со своей стороны ей помогли, его выпустили.