Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Открытый перелом

19 апреля 2007 10:00

Будто по мановению волшебной палочки (в роли которой – милицейская дубинка), несогласные превратились в возмущенных. В ближайшее время они снова собираются на митинг в центре Петербурга. Милиция, не скрывая сарказма, говорит: пускай митингуют, у нас страна демократическая…

У власти не получилось переломить ситуацию «через колено». Зато ей удалось сломать несколько ребер и еще больше радикализовать оппозицию





27 апреля в Петербурге ожидается новый митинг. Заявку на его проведение организаторы подали в городскую администрацию в минувший вторник. Однако лозунги на плакатах и транспарантах на этот раз будут иными. Поскольку выйдут с ними на улицу не просто несогласные (как это было прежде), а возмущенные милицейским насилием и беззаконием.
Эта акция протеста изначально не входила в планы петербургской оппозиции. Повод для нее подала сама милиция. Оказывается, «не в том месте» и «не в то время» нельзя свободно передвигаться по улице, фотографировать, покупать подарки, спускаться в метро, находиться в телефонной будке и иногда, пардон, даже в общественном туалете…

Госпитализированны по направлению ОМОНа
Место для очередного сбора потенциальных жертв милицейского произвола пока не определено. Инициаторы предлагают чиновникам три варианта: Исаакиевская площадь (перед зданием Законодательного собрания), Малая Конюшенная улица (при выходе на Невский проспект) или Лиговский проспект (перед БКЗ «Октябрьский»).
Но где бы в итоге ни договорились о встрече организаторы митинга, в их числе точно не будет нескольких десятков участников прежних акций. Многие из них к тому моменту просто еще не успеют выписаться из медицинских стационаров.
Вчера в палате Мариинской больницы на провокационный вопрос журналиста «Новой газеты»: «Еще на марш пойдете?» – пациент Александр Казанцев (52-летний пенсионер, инвалид 2-й группы) ответил не сразу. С минуту помолчал, опустил взгляд на грудь, проверил: на месте ли капсула, в которую стекает кровь. Во время разгона марша омоновскими дубинками мужчине сломали несколько ребер. Одна из треснувших костей проткнула легкое… Поднял глаза и сказал негромко: «Ну если только марш разрешат. Но это произойдет, наверное, не скоро…»
Сейчас в хирургическом отделении Мариинской больницы по-прежнему остаются четверо пострадавших участников митинга в тяжелом состоянии.
Известный петербургский поэт пенсионер Борис Лихтенфельд передвигается по комнате на костылях. Пожилой человек объясняет, что спасал от милицейских палок сына, которого избивали омоновцы, и сам попал под раздачу. Бориса Елизаровича пинали сапогами. Разбили колено. Диагноз – разрыв артерии.
Ольга Цепилова (старший научный сотрудник Института социологии РАН) тоже пострадала за «чрезмерный» гуманизм (жалость к павшим под ударами дубинок). Когда Ольга поднимала с асфальта старушку и возмущалась, что уже и на «божьих одуванчиков» рука поднимается, ее заметили «блюстители порядка».
– Я знаю Ольгу много лет (она социолог, кандидат наук, член федерального руководства партии «Яблоко») как человека удивительно мирного и спокойного. А ей сломали нос и причинили травму головы (врачи констатировали перелом верхней лицевой кости и сотрясение мозга), – говорит известный яблочник Михаил Амосов.
– Тут что ни история – то песня, – делится «оппозиционер», экс-депутат петербургского ЗакСа Сергей Гуляев, которого (хотя и со сломанной рукой) по его настоянию сегодня выписывают из больницы.



Комиссия жалоб
С 17 апреля в Петербурге начала действовать Общественная комиссия для оказания юридической помощи пострадавшим во время событий на Марше и правовой оценки случившегося. Создатели комиссии, петербургские правозащитники: Юлий Рыбаков, Юрий Вдовин, Александр Винников и Сергей Хахаев изложили свою позицию в официальном заявлении в правительство и прокуратуру города:
«Действия участников митинга не выходили за рамки закона», а «в результате действий представителей власти произошли массовые нарушения прав человека… Всю полноту ответственности за массовые избиения, незаконные аресты, фальсификацию протоколов административных задержаний несет руководство ГУВД… Мы объявляем о сборе информации от свидетелей и пострадавших по телефонам общественной приемной: 380-60-30, 710-65-19, 8-911-989-18-13».
Правозащитники уведомили чиновников и о дальнейших планах:
«Доклад о результатах проделанной нами работы будет передан российской общественности и соответствующим международным инстанциям для включения в действие правовых механизмов ответственности за нарушение международных соглашений, подписанных Россией».
По словам сопредседателя правозащитной фракции партии «Яблоко» Юлия Рыбакова, уже за первый день работы в общественную приемную поступило не менее двух десятков обращений. А ведь о комиссии только узнали.
– Лишнее доказательство того, что очень много случайно пострадавших и без вины задержанных, – считает Рыбаков. – На моих глазах творились беспрецедентные вещи: больная хромая женщина и какая-то старушка прятались от дубинок в телефонной будке – омоновцы заметили и достали их. Недалеко от Витебского вокзала мужчина и женщина, спасаясь бегством, забежали в общественный туалет, милиция не постеснялась проследовать за ними. Выволокли и оттуда…
– Мы наблюдали организованное, спланированное и целенаправленное нападение ОМОНа, – полагает Михаил Амосов. – Власти хотелось крови. Не уступить Москве, где накануне задержали свыше ста человек. Поэтому, когда участники марша стали расходиться и двинулись к метро, его закрыли. Людям не оставили пути отхода и в районе Витебского вокзала (между «Пушкинской» и «Техноложкой») их просто начали отлавливать, задерживать, избивать.
Сам митинг (а на мой взгляд, это был даже не марш, а митинг), – говорит Амосов, – прошел цивилизованно. Никто не стремился что-либо нарушить. Мы просто критиковали действующую власть. Но сегодня люди во власти дошли до такой стадии существования, что искренне начинают не понимать: почему их не все хвалят?

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Сергея ЕРМОХИНА


P. S.: Петербургская милиция отказалась от официальных комментариев по поводу митинга, намеченного на 27 апреля. Но если до сих пор серые мундиры «обеспечивали порядок» на мероприятиях против действующей власти, то даже предполагать не хочется, как они могут действовать на митинге – по сути – против себя…

Зеленые стали оранжевыми: они призывают к отставке Матвиенко
Лидеры петербургской оппозиции уже не строят иллюзий в отношении действующей власти: ни в Петербурге в частности, ни в России в целом. Власть не хочет слышать даже криков о помощи, куда уж ей прислушиваться к критике...
17 апреля фракция зеленых партии «Яблоко» выступила с инициативой начать сбор подписей под требованием об отставке губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Руководители остальных оппозиционных движений предложения не поддержали. Вместо этого на 18 апреля было объявлено координационное совещание оппозиции. На момент сдачи данного номера в печать оно еще продолжалось. Петербургские оппозиционеры решали: стоит вести дальнейшие переговоры со Смольным или нет? Требовать отставки представителей власти или же просить у международных независимых организаций и экспертов провести полноценное расследование вышеописанных фактов и событий, и тогда уже сделать соответствующие выводы? Об этом – в следующих номерах «Новой».