Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Глобальный уик-энд

17 июля 2006 10:00

На территории Дворца конгрессов: президенты России и США. 15 июля

G8, pro et contra



В дни работы саммита «Большой восьмерки» Петербург, казалось, вымер. Вылизанные до блеска, украшенные цветами улицы северной столицы непривычно пустынны. Многие горожане в эти беспокойные дни, похоже, «проголосовали ногами», предпочтя садовые участки «особому режиму» готовящегося к приему лидеров «восьмерки» города. Петербуржцам не привыкать – примерно то же самое они видели три года назад, во время нашумевшего трехсотлетия. Так что теперь, не особо полагаясь на уверения городских властей в том, что покой горожан не будет нарушен, они решили на всякий случай не искушать судьбу.
Меньше повезло жителям Ломоносова, Петродворца и других пригородов в направлении Стрельны. Особенно жителям самой Стрельны (где и находится Константиновский дворец). На несколько дней они стали в прямом смысле слова заложниками саммита. Мало того, что было ограничено движение по автодорогам и изменено расписание электричек, жители ряда домов (тех, что прилегают непосредственно к Государственному дворцу конгрессов) были вынуждены ходить домой по пропускам. Нет нужды говорить, что в неразберихе и спешке кто-то не успел получить документ вовремя, кому-то что-то неправильно оформили…
Меры безопасности в дни саммита были беспрецедентны. Задействованы и милиция, и спецслужбы, включая отряды боевых пловцов, и армия, авиация, флот. Воздушное и водное пространство вокруг Петербурга закрыто для всего, что летает и плавает. Закрыт Петербургский морской порт и аэропорт Пулково (он обслуживает лишь самолеты официальных делегаций «восьмерки» и гостей саммита). На улицах северной столицы видны принаряженные по особому случаю бесчисленные милицейские патрули (стражи порядка прибыли «для усиления» со всех концов страны).


На стадионе Кирова: Илья Пономарев, Валентина Матвиенко, замначальника милиции общественной безопасности полковник Анатолий Агошков и КO. 14 июля


Начало официальной работы саммита оказалось не особенно оптимистичным. Состоявшиеся в первый день переговоры Путина с Бушем не принесли обнадеживающих вестей. Уже по унылым физиономиям участников российской делегации, которые вышли на брифинг, сопровождая президентов, было ясно: договориться в очередной раз не удалось. Это подтвердили и первые лица. Да, конечно, царит полное понимание, налицо огромный прогресс. Но конкретной договоренности с Америкой о вступлении России во Всемирную торговую организацию (а именно этого ждала российская сторона) нет.
Как пояснил чуть позже глава Минэкономразвития Герман Греф, помешали исключительно «технические детали». «Не сыграла ли тут роковую роль позиция Грузии, заявившей об отзыве своей подписи под соглашением о вступлении России в ВТО, о чем было заявлено как раз накануне саммита?» – «Нет, вряд ли. Технические детали... Сегодняшние российско-американские переговоры показали, что есть вопросы, по которым ни одна из сторон не готова пойти на уступки». Итак, срок подписания российско-американского договора переносится на октябрь. А окончательное урегулирование всех вопросов о вступлении России в ВТО – на март 2007-го.
Были и другие неожиданности. К примеру, уже успевший стать на Западе общим местом вопрос об откате от принципов демократии в сегодняшней России. Направляясь в Петербург, Джордж Буш выражал твердое намерение поставить вопрос о демократии в путинской России ребром. Однако... Отвечая на вопрос американских журналистов, что он говорил по этому поводу своему российскому коллеге, президент Буш превзошел сам себя в дипломатичности высказываний. «В России существует демократия в российском стиле, – сказал он. – Она не может быть такой же, как в США. Владимир внимательно слушал меня, но он не хочет, чтобы кто-то управлял его правительством».
Эту мысль тут же развил и сам Владимир: «Мы исходим из того, что никто не знает лучше нас, как укреплять наше государство. А укрепление государства невозможно без развития демократии. И мы будем это делать. Но будем делать это самостоятельно».
Чуть позже мысль о самобытности российской демократии творчески развил вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов.
«Мы являемся демократическим государством, – отчеканил г-н Иванов. – Таких прав и свобод, как существуют сегодня, в России не было никогда, за всю ее историю. Мы демократическое государство, и должны оставаться суверенной демократией».
А вот еще пара мыслей, прекрасно иллюстрирующих, как лучше, по мнению министра обороны, продвигаться по пути укрепления «суверенной демократии». Во-первых, необходимо укреплять армию и наращивать финансирование военных программ – потому что без этого страна не будет конкурентоспособной. Во-вторых, не следует недооценивать Россию и ее потенциал...
Ну а почему же лидеры «восьмерки», намеревавшиеся «поставить вопрос», ограничились тем, что лишь с улыбкой погрозили пальчиком?.. Или на самом деле тяготит российский потенциал? Нефтяная и газовая труба?


За оградой стадиона. 15 июля


В те же дни, что и в Константиновском дворце, на предназначенном под снос стадионе имени Кирова собирались антиглобалисты. Точнее – участники Российского социального форума, который сами же метко окрестили контрсаммитом.
Действо на стадионе завершилось с неутешительным счетом. По оценке организаторов, порядка 250 делегатов попросту не смогли добраться до Петербурга из дальних и ближних регионов России. Их под разными предлогами задерживали в родных городах, снимали с поездов и авиарейсов, находя в багаже то «взрывчатку», то «патроны». И это только верхушка айсберга. Есть сведения о том, что многим потенциальным участникам РСФ, работающим в бюджетной сфере, категорически запрещали брать отпуска или отгулы на период контрсаммита и, наоборот, без всякой необходимости вызывали людей из отпуска именно в середине июля.
В самой северной столице репрессии в отношении инакомыслящих шли полным ходом. Около тридцати представителей оппозиционных кругов самой разной идеологии, как российских, так и зарубежных, уже находятя под арестом (получив до 10, а то и 15 суток). Прибывающих на вокзалы (аэропорт закрыт) гостей форума до последнего момента прямо с поездов под белы руки препровождали в транспортные отделы милиции. Не спасала ни принадлежность к авторитетным интернациональным общественным организациям (таким как, скажем, Институт «Коллективное действие»), ни депутатские мандаты. То и дело поступали сообщения о задержаниях и агрессии со стороны правоохранительных органов по отношению к юристам, журналистам. Международная организация «Репортеры без границ» выразила, в частности, протест против «насилия российской полиции» в отношении корреспондента германского журнала «Фокус» Бориса Райтшустера.
Об этике и логике вспоминать, видимо, бесполезно, но порой борьба с «вредоносной» информацией выходила уже за все мыслимые пределы. Как рассказывают участники форума, у стадиона имени Кирова блюститель порядка набросился на пожилого, лет семидесяти, человека, предупреждая, что снимет с него футболку «вместе с кожей» (на футболке была надпись «Ходорковский, возвращайся домой»).
Был арестован видный представитель протестного движения Михаил Дружининский – ему дали 7 суток за попытку провести театрализованную протестную акцию в центре города. А лидера питерских лимоновцев Андрея Дмитриева задержали на трассе Москва-Петербург (когда он возвращался с конференции «Другая Россия») и увезли в неизвестном направлении. «Это ведь показательное мероприятие. Значит, после саммита будет только хуже?!» – риторически восклицает лидер Народно-демократического союза молодежи Юлия Малышева, в пятницу задержанная без всяких причин возле Исаакиевского собора.
Характерно, что и глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, и губернатор северной столицы Валентина Матвиенко, посетившие лагерь антиглобалистов на стадионе Кирова (губернатора встречали, скандируя антисмольнинские лозунги), независимо друг от друга пообещали «разобраться» с действиями силовых органов, но…


На арене стадиона. 15 июля


По словам одного из организаторов РСФ, координатора движения «За права человека» Льва Пономарева, из администрации президента лидерам контрсаммита поступило предложение о встрече с Путиным в Константиновском дворце.
– Мы согласимся только при выполнении наших условий, – ответил Пономарев. – В первую очередь это освобождение Дружининского и других наших товарищей, а также отмена запрета манифестации, запланированной на 15 июля, проведение которой является для нас принципиальным.
Разумеется, никого не отпустили и марш не согласовали. Более того, в пятницу, накануне решающего дня контрсаммита, в вестибюле ближайшей к Кировскому стадиону (где проходил форум) станции метро «Крестовский остров» появилось объявление: «15–17 июля станция будет закрыта». Правда, к вечеру, после шумного скандала, объявление исчезло. Служащие метрополитена в ответ на все вопросы разводили руками: «Ничего не знаем, нам приказали сначала повесить, потом убрать». А в субботу начали поступать сообщения: людей, направляющихся на стадион, задерживают прямо на выходе из метро.
Несмотря ни на что, антиглобалисты все же митинговали – за оградой спорткомплекса. Праздник получился не особо жизнерадостным: в плотном кольце из нескольких сотен милиционеров, у ворот – три охраняемых спецназовцами фургона (как уверяют знающие люди, это были машины, начиненные аппаратурой для прослушки). С инспекцией прибыли лично два замначальника ГУВД Санкт-Петербурга, один вице-губернатор и еще два высокопоставленных смольнинских чиновника. Говорят, приезжал даже замминистра внутренних дел, но на территорию стадиона, видимо, не зашел.
Некоторые участники РСФ, решив, что акции на «окруженной территории» все равно не получится, пытались присоединиться к несанкционированному маршу, устроенному в центре города коммунистами, – но тоже не вышло. Многих задержали. Один из лидеров Левого фронта Илья Пономарев, активист молодежного союза «За родину» Леонид Развозжаев и журналистка Валерия Агапова были задержаны на Загородном проспекте и отправлены в 38-й отдел милиции Адмиралтейского района на набережной Обводного канала. Вечером около двадцати оппозиционеров во главе с лидером молодежного движения «Солидарность» Андреем Давыдовым устроили перед цитаделью правоохранительных органов акцию протеста, и в итоге Леру с Леонидом все же выпустили.
В воскресенье в середине дня возле 38-го отдела опять собралась протестная группа, однако на момент верстки номера москвич Илья Пономарев по-прежнему находился в камере. Единственное, чего удалось добиться: теперь его обвиняют по статье Административного кодекса, за неподчинение милиции (а сперва пытались возбудить уголовное дело). Процесс над Пономаревым начнется сегодня в 11 утра в Ленинском федеральном суде.
Между тем сам Андрей Давыдов вместе со своим соратником муниципальным депутатом из Сланцев Ленинградской области Виктором Перовым вчера пытались объявить голодовку против репрессий в отношении оппозиции, дислоцировавшись в палатке возле самой границы Стрельны, – но были сразу задержаны и препровождены в 42-й отдел милиции Красносельского района на 2-й Комсомольской улице.
– Политическая грамотность стражей порядка потрясает, – поделился Андрей с «Новой». – Например, в протоколе, касающемся меня, было указано, что я проверяюсь на причастность... к глобалистам!
Через три часа, так и найдя к чему придраться, юридически подкованных ребят пришлось отпустить, и они опять «ушли в леса» близ Стрельны, подыскивая место, где можно разбить палатку. Когда верстался номер НГ, связь с «партизанами» прервалась. По некоторым данным, Перов и Давыдов задержаны повторно.


В центре города. 15 июля


Марш коммунистов по Невскому проспекту в минувшую субботу закончился примерно для двух десятков протестантов в отделе милиции.
Выступление на Невском не было санкционировано городскими властями. Левым разрешили организовать митинг и рок-концерт (вполне в духе времени!) подальше от центра – у Театра юного зрителя на Пионерской площади, превращенной за последние несколько лет усилиями Смольного в «митинговый заповедник». Тогда представители партий красного спектра и иже с ними решили просто пройти по тротуару как обычные граждане, разве что с флагами – на это, мол, никаких особых разрешений не требуется. Да и милицейский начальник, выступивший на месте сбора у БКЗ «Октябрьский», драконовскими мерами собравшимся не грозил. Предложил передвигаться «сосредоточенно», не растекаясь по проезжей части. Пожилым и вовсе обещал предоставить автобус.
Но автобус понадобился для молодых. Задержания начались через несколько сотен метров. Уже на площади Восстания шествие попытались остановить. ОМОН зашел спереди и встал, сцепившись локтями в стенку, которую напирающая толпа вскоре прорвала. При этом милиция скрутила Сергея Удальцова и еще нескольких активистов из Авангарда красной молодежи. Прочих смутьянов, отметившихся у «Октябрьской», взяли еще через полторы сотни метров, на Невском. Когда они переходили проезжую часть, омоновцы вклинились в их ряды. Очевидно, кандидаты на отлов были определены заранее, а Невский оказался для этого вполне подходящим местом: автобус подогнали почти вплотную к месту вспыхнувшей потасовки.
Активистов брали жестко, протаскивая по асфальту и выражая свое к ним отношение увесистыми пинками. В итоге «в обезьянник» угодили двадцать семь человек, в основном из АКМ и НБП. Разбирательства в мировом суде длились до позднего вечера. Большинство задержанных вышли на волю, отделавшись штрафом. Еще как минимум трое переведены из 76-го отдела в объединенный приемник-распределитель при ГУВД. Часть активистов будет объясняться с судьей 20 июля, и сейчас их друзья и родственники собирают свидетелей, способных пролить свет на обстоятельства столкновения.
Как считают сами протестанты, никаких причин для задержаний не было, конфликтная ситуация спланирована заранее. Зато таким образом повязали всех потенциально опасных: и местных «смутьянов», и тех, что сумели, несмотря на меры «профилактики», «просочиться» в Петербург из других городов…
На площади у ТЮЗа коммунисты развернули красочные плакаты. Выступающие подчеркивали, что проходящий саммит закрепляет за Россией бесперспективное будущее «сырьевой империи».
– Мы, собравшиеся здесь, добиваемся, чтобы президент страны подписывал договоренности лишь во благо своего народа! – заявил Владимир Федоров, первый секретарь петербургского КПРФ.
Впрочем, президенту было в это время не до обличительных призывов левых.
Да и понятие о благе у всех, как известно, свое.


В центре города. 15 июля


В воскресенье в центральной части города около трех крупных отелей, где проживают гости саммита и представители прессы, прошло несколько антиглобалистских акций. Так, рано утром у «Прибалтийской» группа нацболов, одетых в футболки и майки с правозащитными слоганами, разбрасывала листовки, а на близстоящем здании появилась соответствующего содержания растяжка. После чего Кирилл Бертис, Владислав Ивахник, Андрей Воронцов, Михаил Соколов, Олег Петров и Александр Юдин были доставлены в 60-й отдел милиции Василеостровского района на улице Беринга. К вечеру состоялся суд, первым из трех названных оппозиционеров дали от двух до четырех суток ареста, остальным выписали штраф.
У гостиницы «Москва» сценарий был схожим: группа лимоновцев вывесила на мосту Александра Невского растяжку, призывающую нынешнего президента добровольно уйти со своего поста. Не обошлось без импровизированных факелов, скандирования лозунгов и разбрасывания аналогичных листовок. Как сообщил «Новой» активист питерского отделения НБП Андрей Песоцкий, милиция была крайне нерасторопна, поэтому некоторым участникам несанкционированного мероприятия удалось ускользнуть. Тем не менее четверых возмутителей спокойствия – Антона Наумова, Александра Колосова, Игоря Широкова и Дмитрия Леонова доставили в 76-й отдел милиции Центрального района. На момент верстки номера информации о них не было, хотя ребята с помощью SMS успели передать «на волю», что Колосов вроде бы сильно избит.
Примерно в то же время на углу Невского и Владимирского проспектов, возле отеля «Рэдиссон», милиция задержала участников международного движения «Фронт против СПИДа», объединяющего экологов и пацифистов. Под лозунгами: «Их восемь – нас шесть миллиардов. Решать нам!», «Нет капитализму, нет авторитаризму!» порядка полусотни человек отмечали День борьбы против монополии транснациональных фармацевтических корпораций. «Владея патентами на выпуск жизненно важных препаратов, эти компании, с молчаливого одобрения G8, устанавливают предельно высокие цены на лекарства во всем мире, обрекая тем самым на гибель сотни тысяч людей», – объяснил свою позицию один из активистов движения. Почти все участники событий были доставлены в 28-й отдел милиции на улице Марата, некоторые – во 2-й отдел на Садовой. По имеющейся информации среди них есть граждане Великобритании, Германии, Украины, Польши, возможно, Болгарии и Нидерландов.
Во второй половине дня поступило также сообщение от активистки антивоенного движения Нины Рябушкиной: «Мы в автобусе ОМОНа, нас 12 человек. Везут в 79-й отдел милиции». Нина и ее друзья все последние дни занимались тем, что пытались передать гуманитарную помощь оппозиционерам, которых держат под арестом в изоляторе на Захарьевской улице. В субботу передачи, хоть и с большим трудом, у них приняли, вчера – уже нет. По словам Нины, к ней и группе ее соратников у милиции тоже было немало претензий и, возможно, угроз. Как сообщил затем «Новой» юрист Геннадий Логвиненко, который тоже оказался в числе задержанных, в конце концов изрядную часть компании «повязали» за проведение традиционного антивоенного пикета, который проходит на Малой Конюшенной улице каждую неделю (на этот раз он попал в разряд несанкционированных акций). К моменту подписания номера в печать восемь человек из них уже находились в суде.
Всего, по неполным данным, за минувший уик-энд в Питере и окрестностях было задержано более 80 представителей оппозиции.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА, Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ, Николай ДОНСКОВ
фото www.G8RUSSIA.ru, Александр БАНЬКОВ, Николай КУХАРСКИЙ