Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

На дне

22 июня 2006 10:00

Северо-Европейский газопровод, который пройдет по дну Балтийского моря из России в Германию и строительство которого началось в декабре прошлого года, не дает покоя ни политикам, ни обывателям по всей Европе. Особенно много вопросов «проект века» вызывает в странах Балтийского региона. Ведь им хорошо известны и сложный донный рельеф моря, и ранимость его экосистем, и захламленность морского дна оставшимися со времен Второй мировой войны боеприпасами. «Если газопровод будет построен, он должен быть абсолютно безопасным», – заявила на прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме президент Финляндии Тарья Халонен… Чтобы выяснить, как развивается ситуация со строительством газовой магистрали, наш корреспондент встретился с заместителем начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ООО «Газпром» Сергеем Сердюковым.

Северо-Европейский газопровод будоражит умы европейцев




Декабрь 2005


– Сергей Гаврилович, сумеет ли Газпром построить СЕГ, не навредив при этом Балтике?
– Небольшое уточнение. Строительством СЕГ будет заниматься совместная российско-германская компания NEGPC. Она приступит к работе с 1 июля, а ваш покорный слуга должен стать ее техническим директором. Невзирая на то, что контрольный пакет компании принадлежит Газпрому, вопросы придется адресовать все-таки руководству NEGPC.
А теперь по сути. Мы серьезно готовимся к осуществлению наших планов. На праздновании Дня Балтийского моря, что проходил в Петербурге в конце марта, научно-производственные подразделения Газпрома рассказали обо всех природоохранных работах, что ведутся в рамках СЕГ. Они включают геологические исследования морского дна, анализ химического состава морской воды и донных отложений, исследования подводных течений, сканирование всего маршрута на ферромагнитные предметы и т. д.
– Ферромагнитные предметы – как я понимаю, речь идет о старых снарядах?
– Не только, но и о кораблях, самолетах, подводных лодках. Хотя нас интересуют прежде всего взрывоопасные предметы. Балтийское море «воевало» две войны – Первую и Вторую мировые. Количество неразорвавшихся авиабомб, торпед, мин на его дне велико. Известно, к примеру, что судам, ходящим по Балтике, не разрешено бросать якоря. Именно по этой причине. Только в прошлом году в оживленном Ирбенском проливе военно-морскими силами НАТО было извлечено из воды 26 мин, вес каждой из которых достигал тонны.
Взрывоопасное соседство трубе ни к чему. Планируем взяться за расчистку полосы морского дна шириной в 170 метров, в границах которой и пройдут две нитки газопровода. Все лето и осень вдоль будущей трассы СЕГ будет ходить судно, оснащенное специальными датчиками. К декабрю наша компания получит соответствующую карту. Дальше предстоит определиться, что делать с подводным арсеналом – то ли консервировать, то ли взрывать, то ли извлекать наружу. Но последний вариант – самый дорогостоящий. Подъем только одного боезапаса, по оценкам немцев, обходится от 8,5 до 18 тысяч евро.
– Кто оплатит ликвидацию мин и торпед?
– Акционеры NEGPC, среди которых владельцы акций Газпрома и двух немецких компаний. Очистка трассы добровольно включена ими в состав стоимости проекта, хотя оценить ее пока не может никто.
– То есть владельцы СЕГ собираются потратиться на очистку национальных территорий?
– Других вариантов нет. Требовать финансовой помощи от государств, хозяйствующих в тех или иных секторах Балтики, не имеем права. А вот за безопасность проекта отвечаем головой. Вместе с тем надеемся, что такое решение поднимет в глазах балтийского сообщества имидж компании. Мы представляем социально ответственный бизнес, нас волнуют не только прибыли, но и состояние Балтики, в водосборном бассейне которой проживают 85 миллионов жителей.
– Сергей Гаврилович, против строительства СЕГ высказались страны Балтии и Польша. Они опасаются заражения вод химическим оружием, что было затоплено сразу после Второй мировой. Если строители наткнутся на бочки с ипритом и люизитом, то всем несдобровать...
– Уже на стадии подготовки к проекту Газпром имел карты районов захоронений химических отравляющих веществ, составленные еще специалистами ГДР. Одновременно мы обследовали двухкилометровую полосу трассы СЕГ. И уже сегодня обладаем уникальной документацией о состоянии морского дна. Так вот, трасса газопровода обошла все подозрительные места, и в этом плане СЕГ абсолютно безопасен.
В позиции этих стран больше политики. Газопровод не проходит через воды Литвы, Латвии, Эстонии и Польши, и они остаются, что называется, при своих интересах. Не случайно в начале нынешнего года Эстония, оставшаяся после войны без исключительной экономической зоны, попыталась поднять вопрос о переделе морских границ.
СЕГ пересекает территориальные воды России и Германии, а также исключительные экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании. С этой «пятеркой» и предстоит основная работа. Заметьте, ни одна из этих стран не предрекает экологических катастроф. Да, каждая проявляет озабоченность, но это вполне естественно – если бы на принадлежащем вам участке земли намечалась большая стройка, вы вели бы себя точно так же. Но скоро все вопросы будут разрешены – члены «пятерки» получат пакет исчерпывающей технической документации и возьмутся за отработку совместных разрешительных документов.
– И здесь подстерегают трудности. На том же празднике Дня Балтийского моря отмечалось, что строительство осложняет «…отсутствие единой международной нормативно-правовой базы, которая бы оговаривала условия подготовки морской трассы СЕГ». Как вы это прокомментируете?
– В последнее время Газпром плотно занимается созданием скоординированной международной кооперации, которая позволит проекту соблюсти все требования международного и национального природоохранного законодательства.
Так решено, что техническая часть газопровода будет оцениваться DNV – сертификационным ведомством Норвегии, обладающим солидным стажем в строительстве подводных продуктопроводов.
А вот природоохранные разрешения поделятся на три группы. Первая – национальный уровень. Все работы, проводимые в водах той или иной страны, будут согласовываться с ее правительством и вестись в рамках национального законодательства. К этой процедуре и приступит скоро вся «пятерка». Второй уровень – согласование проекта в рамках законодательства ЕС.
Наконец, третий – разрешения, которые нужно будет получить в рамках трансграничного воздействия. Здесь уже примут участие все девять Балтийских государств. Все мы живем на берегу одного очень небольшого моря. И экологическая драма, случившаяся в водах одной страны, тут же отзывается эхом у побережья другой. Трансграничное воздействие оговаривает конвенция Эспо, принятая в феврале 1991 года в Финляндии. Она и позволит проанализировать предстоящее строительство в трансграничном контексте.
Такой вот трехслойный пирог из правовых согласований и высветит все сильные и слабые – если таковые, конечно, найдутся – стороны проекта. А также позволит устранить выявленные недостатки. После этой процедуры оснований для опасений попросту не останется.
Главная задача – уложиться в срок до декабря 2007 года. В крайнем случае – до марта следующего года, поскольку в навигацию 2008-го строительство морской части газопровода уже должно начаться
– Будет ли обсуждать проект население Балтийских государств?
– В странах «пятерки» – обязательно, в остальных – по желанию. И мы уже слышали о намерениях наших соседей провести общественные экологические экспертизы, открытые парламентские слушания, широкие обсуждения в национальных СМИ. Не останутся в стороне и такие авторитетные международные структуры, как Совет государств Балтийского моря, Союз балтийских городов. Масштабы работы, как видите, беспрецедентные.
– Итак, вы утверждаете, что СЕГ никак не навредит морю?
– С внешней стороной дела мы разобрались. Что касается самого трубопровода, он воплотил самые современные на сегодня конструкторские решения. На стальную трубу будет нанесена трехслойная битумно-эмалевая оболочка, а сверху ее охватит толстый бетонный кожух. Столь прочная снаружи и одновременно пластичная внутри рубашка защитит трубу как от внешних механических воздействий, так и от разрывов, случающихся порой от внутренних напряжений.
Конструкции СЕГ легко выдерживают землетрясения силой 5 баллов, хотя на Балтике таковых не случается. Вероятность аварии на них ничтожна и составляет 10 в минус третьей степени, а это означает, что разгерметизация может произойти один раз в тысячу лет. При этом минимальная расчетная величина срока службы газопровода, во время которой показатели надежности не снижаются, – 50 лет. Но даже если случится невероятное, природный газ просто выйдет в атмосферу, не нанеся ущерба ни подводным обитателям, ни жителям побережья.
Скажу больше, СЕГ сделает Балтику чище. Ведь до сих пор все мы к нашему общему морю относились потребительски. Воевали, водили суда, прокладывали кабельные магистрали. Уж не говорю о миллионах тонн токсичной грязи, что ежегодно выносят реки с территорий прибрежных государств. А вот авгиевы конюшни, порожденные всей этой деятельностью, разгрести даже не пытались. Не случайно сегодня Балтика считается одним из наиболее проблемных внутренних морей планеты.
Мы освободим от взрывоопасного балласта более 200 квадратных километров морского дна. Эта площадь будет проверена и на отсутствие «химических луж», которые могли мигрировать с мест захоронения. На Балтике появится своего рода зеленый коридор – экологический эталон, к которому надо стремиться. К слову, в нем начнет нереститься привлеченная теплом рыба. Ведь температура газопроводов на несколько градусов выше придонных слоев воды.
Достоянием Балтийского сообщества станут и научные данные, полученные нашей компанией в результате многоплановых инструментальных исследований. Мы не собираемся их секретить, а передадим в Хелком – авторитетную международную организацию, вот уже более двадцати лет занимающуюся экологией Балтики.

Беседовала Лина ЗЕРНОВА
фото ИНТЕРПРЕСС


Справка «Новой»
Северо-Европейский газопровод (СЕГ) — газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря. 8 сентября 2005 года в Берлине ОАО «Газпром», «БАСФ АГ» и «Э.ОН АГ» подписали принципиальное соглашение о строительстве «Северо-Европейского газопровода» (СЕГ), трасса которого пройдет через акваторию Балтийского моря. В соответствии с подписанным соглашением партнеры создают совместное германо-российское предприятие North European Gas Pipeline Company, в капитале которого Газпрому будет принадлежать 51%, а компаниям «БАСФ» и «Э.ОН» – по 24,5%. Строительство началось 9 декабря 2005 года.
Трасса морского участка СЕГ пройдет через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район города Выборг) до побережья Германии (район города Грайфсвальд). Планируется построить две параллельные нитки газопровода протяженностью около 1 200 км каждая. Общая пропускная способность СЕГ составит 55 млрд м3 в год. Проектом предусмотрено строительство морского газопровода-отвода для подачи газа в Швецию. Для соединения СЕГ с Единой системой газоснабжения России планируется построить новый газопровод Грязовец–Выборг, который пройдет по территории Вологодской и Ленинградской областей.
Первая нитка Северо-Европейского газопровода будет введена в эксплуатацию в 2010 г., вторая – в 2013 г. Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двухниточном исполнении (строительство морского участка), превысят 4 миллиарда евро.
Основной сырьевой базой для поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу определено Южно-Русское газонефтяное месторождение. Месторождение расположено в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Запасы газа оцениваются более чем в 1 трлн м3. С выходом на проектную мощность на месторождении будет добываться порядка 25 млрд м3 газа ежегодно.
В более отдаленной перспективе предполагается использовать в качестве дополнительного сырья для реализации проекта СЕГ месторождения полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановское месторождение.

Кстати
В Петербурге идет общественное обсуждение проекта Северо-Европейского газопровода.
На публичное обсуждение вынесено техническое задание оценки воздействия на окружающую среду проекта изменений СЕГ.
Свободный доступ к тексту технического задания на ОВОС «Проекта дополнительной корректировки обоснования инвестиций в строительство Северо-Европейского газопровода с учетом увеличения экспортных поставок газа до 55 миллиардов кубических метров в год» открыт с 16 июня. Комментарии, предложения и замечания будут приниматься до 16 июля 2006 г. Текст технического задания доступен на сайте ЭКОМ: http://ecominfo.spb.ru/files/193.doc.
Ознакомиться с документацией и оставить письменные комментарии можно также в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского (набережная Фонтанки, 46). Общественное обсуждение проекта ведет ЗАО «Научно-производственная фирма ДИЭМ» (Москва).
Прокладка Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря – мегапроект, который может оказать сильнейшее воздействие на окружающую среду региона. В связи с этим библиотека Маяковского и Центр экспертиз ЭКОМ приглашают общественные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вузы и НИИ города ознакомиться с документом и принять активное участие в его обсуждении.
Участие в обсуждении ТЗ – самая ранняя возможность для общественности повлиять не только на содержание документации ОВОС, но и на ход дальнейших публичных консультаций и проект в целом.