Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Петербург – столица нато

10 февраля 2003 10:00

Примерно с таким предложением выступил депутат Законодательного собрания Олег Нилов на прошедшей в нашем городе 7 - 8 февраля международной конференции «Россия и Организация Североатлантического договора. Перспективы партнерства». Депутат предложил разместить на берегах Невы штаб-квартиру совета «Россия - НАТО». Помощник генерального секретаря альянса Жан Фурне разочаровал питерского законодателя: новых штаб-квартир создавать они не планируют, а старая остается на прежнем месте - в Брюсселе... И все же, несмотря на экзотичность вопроса, в нем скрыт свой подтекст. Здесь, в Петербурге, отношения России с НАТО, возможно, воспринимаются с особой остротой. Ведь примерно через полтора года - после присоединения к блоку стран Балтии - Североатлантический альянс окажется на границах России, как раз здесь, на российском Северо-Западе. А от Петербурга до границ НАТО, как метко подметили некоторые российские политики, можно будет «за несколько часов доехать на велосипеде». Одних это соседство пугает, воскрешая в памяти призрак «холодной войны». Другие говорят о партнерстве, понимая, что единственная альтернатива противостоянию - сотрудничество.





Сегодня отношение к НАТО в России в отличие от прежних лет не назовешь нетерпимым. Показательны результаты опроса мнения петербуржцев, проведенного в декабре прошлого года специалистами социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. 75% опрошенных заявили, что основная угроза современности, с их точки зрения, - международный терроризм. Лишь 1% респондентов высказались, что они по-прежнему видят угрозу со стороны НАТО.
Тем не менее отношения России и россиян к Североатлантическому альянсу в последние годы складывались непросто. И само существование блока, главной задачей которого считали противостояние СССР в период холодной войны, представлялось туманным. Тем не менее блок, в отличие от организации Варшавского договора, не распался, а продолжил свое существование. В мае 1997 г. был подписан базовый документ - «Основополагающий акт Россия - НАТО». Но развитию отношений помешал кризис в Косово 1999 года. И лишь события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне в корне изменили отношение России к партнерству с НАТО. Именно тогда объединяющим стал лозунг борьбы с международным терроризмом и необходимость создания глобальной системы коллективной безопасности. В мае прошлого года в Риме было подписано соглашение о создании «совета двадцати» (девятнадцать стран-участниц блока плюс Россия).
Правда, после триумфального для России Римского саммита в ноябре прошлого года состоялся Пражский форум, где было принято решение о расширении НАТО на Восток. После чего процесс вступления в блок начали семь новых стран-участниц: Словакия, Словения, Румыния, Болгария, а также Литва, Латвия, Эстония. Это вызвало не стихающие по сей день горячие дискуссии в России. Тем более что вслед за этим о своем желании присоединиться к НАТО высказались Украина и Грузия. Последние не скрывая говорят о том, что для них при этом главное - сдерживание угрозы со стороны России.
В странах Балтии о российской угрозе не говорят. Говорят о коллективной безопасности. Впрочем, многие аналитики все же подчеркивают, что горячее стремление стран Балтии в НАТО обусловлено тягой к самоутверждению - проявление своего рода постсоветского синдрома. А у нас много говорят о том, что на этом фоне в Латвии и Эстонии существует неравноправие по этническому признаку - притеснения русскоязычного меньшинства. Хотя здесь необходимость приведения к «евростандарту» законодательств стран-соискательниц играет скорее положительную роль. И Евросоюз, и НАТО требуют от прибалтийских государств устранения этих противоречий. Это подтвердил и помощник генсекретаря альянса Жан Фурне, рассказав «Новой газете» о том, что переговоры на эту тему постоянно ведутся с представителями стран Балтии. И многое уже действительно сделано, в первую очередь в Эстонии, - в этом убедился я сам, побывав этим летом в Балтии...
Но не все европейские страны стремятся в НАТО. К примеру, наш северный сосед - Финляндия. Вот как обрисовал ситуацию директор Финского института международных отношений Тапани Вааторанта. По его словам, вступив в ЕС, Финляндия не стремилась в НАТО по весьма прозаической причине: не хотела портить отношения с Москвой. Ворчание «русского медведя» создало бы ненужную напряженность на севере Европы. Сейчас этот аргумент отпал. Но финны не бегут сломя голову в НАТО. За эти годы они убедились, что им и так неплохо, есть и другие авторитетные организации: ЕС, ОБСЕ, Совет безопасности ООН... Впрочем, по мнению доктора Вааторанта, в будущем Финляндия наверное все же примет решение о присоединении к НАТО. Но торопиться не будет.
Вообще европейцы, в отличие от США, не склонны к поспешным выводам и резким движениям. Ярче всего это проявилось сейчас, во время обсуждения возможности военной операции против Ирака. Оппонентами США, как известно, стали Германия и Франция. Правда, по словам Жана Фурне, противоречия не носят драматического характера, речь скорее о сроках и методах, а не о сути развернувшейся дискуссии - в этом, по его мнению, позиция стран-участниц НАТО едина.
Россия, как известно, тоже против военного удара по Ираку. Но в остальном, как считает ряд аналитиков, понимание у России и США во многом даже больше, чем у американцев с остальными европейскими партнерами. При этом ссылаются на то, что разговоры об угрозе международного терроризма для старушки-Европы в большинстве своем остаются всего лишь разговорами, в то время как России и США пришлось, к несчастью, сполна оценить реальность этих угроз. Это, мол, и сближает. И некоторые европейцы уже высказывают опасения, что США могут склониться к «двустороннему формату», когда важные проблемы будут обсуждаться вначале с Россией, а уже потом предлагаться на суд остальным партнерам по НАТО.
Впрочем, НАТО - это не только военная мощь и военное сотрудничество, но и разработка коллективных мер по борьбе с международным терроризмом, совместных действий в «горячих точках» и миротворческих операций, проведение спасательных операций в чрезвычайных ситуациях... Как раз этому было посвящено подписанное два дня назад в Мюнхене министром обороны Сергеем Ивановым соглашение со странами НАТО об оказании помощи терпящим бедствие подводным лодкам.
И что касается России, то здесь можно только повторить мысль советника МИД РФ Александра Алексеева. Давайте представим, что нет совета «Россия - НАТО», какова альтернатива? Конфронтация, изоляция. Но НАТО - реальность современного мира, и альтернатив сотрудничеству нет. Тем более Россия уже не раз заявляла, что в недалеком будущем видит себя полноправным членом семьи народов цивилизованного мира.

Николай ДОНСКОВ